Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Мужчина несколько лет хранил дома метеорит, ошибочно принимая его за золотой самородок

18 июля 2019
03344.jpg
05544.jpg
0089.jpeg
Место находки
u8ePcOZw.jpeg
Фото: Melbourne Museum
Попытки извлечь золото из тяжелого камня не удались.

Геологи из Мельбурнского музея изучают метеорит, обнаруженный в 2015 году золотоискателем в парке «Мэриборо» неподалеку от Мельбурна. Желая найти золото в районе, который два века назад был центром австралийской «золотой лихорадки», Дэвид Хоул (David Hole) прочесывал местность при помощи металлоискателя. Ему попался очень тяжелый красноватый объект, и он принес «самородок» домой. На протяжении нескольких лет он пытался добыть из камня золото, применяя кувалду, дрель, пилу и даже кислоту.

Попытки не увенчались успехом, и объект был передан Мельбурнскому музею. Геолог Дермот Генри (Dermot Henry) говорит, что люди постоянно приносят камни, полагая, что это метеориты. И только один раз за годы его работы среди них действительно оказалось небесное тело. Камень из парка «Мэриборо», на который золотоискатель возлагал большие надежды, оказался вторым.

222222222222222222.jpg ДермотГенри
«Метеориты помогают нам лучше узнать космос. Они переносят нас назад во времени, рассказывая о возрасте, образовании и химии нашей Солнечной системы, включая Землю. В некоторых метеоритах есть древнейшая «звездная пыль», которая показывает нам, как формируются и эволюционируют звезды»

Метеорит, получивший имя по месту находки – Maryborough, по большей части состоит из железа, то есть является хондритом H5. Его возраст оценивается на уровне 4,6 млрд лет. Он весит 17 кг, и это второй по величине хондрит в Австралии, после 55-килограммового метеорита, найденного в 2003 году.

Исследователи точно не знают, откуда и когда Maryborough прилетел на Землю, но у них есть предположение: вероятнее всего, он происходит из пояса астероидов между Марсом и Юпитером, откуда был вытолкнут другими небесными телами. Углеродный анализ показал, что объект прибыл на Землю не позднее, чем сто лет назад, и не ранее, чем тысячу лет назад. В период с 1889 по 1951 годы было зафиксировано падение нескольких метеоритов, одним из которых и мог быть Maryborough.

Несмотря на то, что золотоискатель не нашел золота – он сделал гораздо более важное и ценное открытие. «Это всего лишь 17-й метеорит, найденный в штате Виктория за всю его историю, тогда как количество местных золотых самородков исчисляется тысячами», – поясняет Генри.

Узнайте о других интересных метеоритах.