National Geographic №195, декабрь 2019

Популярная Механика
11 июля 2016
/upload/iblock/9a0/9a05bcf35fab4786f9a19914a5a174c2.jpg
Фото: www.commons.wikimedia.org
Ученые усилили обонятельные способности мышей. Нью-йоркские генетики генетически модифицировали мышей так, что теперь грызуны могут учуять запах даже в тех концентрациях, которые их обычным сородичам незаметны. Такие супермыши могут вынюхивать взрывчатку, контрабанду и даже болезни.
Носы млекопитающих забиты рецепторами, которые специализируются на улавливании различных запахов. У мышей более 1200 генов, которые кодируют обонятельные рецепторы (у людей их, к примеру, всего 350). Супермыши спроектированы так, чтобы у них было больше рецепторов, сфокусированных на определенном запахе. Генетики внедрили мышам дополнительные копии нитей ДНК, спроектированные изменять развивающиеся нейроны животных. В результате на каждый тип рецептора теперь приходится больше нейронов. В одной группе мышей от 1 до 2% рецепторов засекали ацетофенон, химическое вещество, пахнущее, как жасмин. В другой группе рецепторов 13% нейронов отводилось под улавливание мятного запаха карвона. Генетики подтвердили, что дополнительные рецепторы работают, с помощью флюоресцентной томографии. После чего мыши подверглись опыту с целью определить, улучшают ли эти дополнительные рецепторы обоняние. Мышей научили ассоциировать запах, который они лучше чувствовали, с инъекциями и болью в животе. После чего грызунам предложили выбрать или чистую воду, или же со следовым количеством требуемого вещества. Мыши с дополнительными рецепторами, распознающими ацетофенон, в два раза чаще обычных сородичей отвергали воду с ним. Карвоновая группа же оказалась в 100 раз чувствительнее к нему, чем обыкновенные мыши. Ученые полагают, что можно опустить порог распознавания запахов у мышей еще ниже, а в дальнейшем улучшить нюх у крыс и собак. Генетики также надеются, что работа с мышами прольет свет на то, как работает обоняние у людей. Статья об исследованиях опубликована в журнале Cell Reports.