Журнал №191, август 2019

/upload/iblock/927/92721e2444071a45f0dcc3519cd3172d.jpg
Фото: Kapa65/Pixabay.com
/upload/iblock/2af/2af5675bd121bd6b366cc3aa754e7a26.jpg
Фото: FreePhotos4U/Flickr.com
Многие животные, и в том числе грызуны, общаются между собою при помощи ультразвука. Однако сам принцип воспроизведения сигналов на подобных частотах у них различается, и наиболее удивительные способности продемонстрировали лабораторные мыши.
В 2011 году группа российских ученых провела масштабное исследование ультразвуковой вокализации (УЗВ) у различных лабораторных животных. Было установлено, что ультразвук мышей характеризуется преобладанием частот в диапазонах 20-30 кГц и 45-60 кГц. Для кроликов, мини-свиней и хомяков характерна ультразвуковая вокализация частотой 20-25 кГц; хомяки также способны излучать ультразвук частотой приблизительно 55 кГц. Используя сигналы в разных ситуациях (в состоянии покоя, для обороны территории или привлечения представителей своего вида), животные подают их на разных частотах. В частности, для мышей звук в диапазонах 20–30 кГц означает покой, а более яркие эмоции (это может быть как призыв в брачный период, так и сигнал о дискомфорте) они передают на частотах 45–60 кГц. Ученые из Кембриджского университета, продолжив исследования в этом направлении, попытались установить, каким именно образом мыши издают необходимые им звуки. Биологи вели запись с помощью видеокамеры сверхвысокой скорости: 100 тысяч кадров в секунду. Анализируя результаты, ученые установили, что при УЗВ голосовые связки мышей оставаются совершенно неподвижными, а звук создается за счет направления тонкого потока воздуха из горла к задней стенке гортани. Науке не известно ни одно другое животное, издающее звуки подобным образом. Зато аналогия нашлась в мире техники. «Этот механизм известен только по сверхзвуковым приложениям: реактивным двигателям самолетов вертикального взлета и посадки, или же по высокоскоростным дозвуковым течениям – таким, как струи для охлаждения электрических компонентов и турбин», — пояснил один из авторов исследования, руководитель аэроакустической лаборатории университета Анураг Агарвал (Anurag Agarwal). Он также отметил, что «хотя мыши уже изучены, казалось бы, вдоль и поперек, у них в запасе еще есть чем нас удивить». Результаты исследования важны не только для понимания мира животных: с помощью лабораторных мышей специалисты изучают различные нарушения речи у человека — например, заикание. Узнайте о других опытах, которые проводятся на мышах.