Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

На дне Балтийского моря найден 500-летний корабль

24 июля 2019
Photogrammetric model of the ship's bow showing the anchor still in place.jpg_SIA_JPG_fit_to_width_XL.jpg
Фото: Deep Sea Productions/MMT
Судно, плававшее во времена Христофора Колумба и Леонардо да Винчи, каким-то чудом прекрасно сохранилось

В 2009 году государственная морская служба Швеции, осуществляющая в числе прочего лоцманскую проводку и гидрографию, обнаружила с помощью гидролокатора неизвестный объект в акватории Балтийского моря, но дальнейшего распространения эта информация не получила. Лишь спустя десятилетие при работах по прокладке подводного газопровода объект был замечен снова, и тогда он привлек внимание ученых.

На глубине 140 метров находился прекрасно сохранившийся корабль. Историки датировали его концом XV – началом XVI веков. В длину судно немного уступает знаменитой «Санте-Марии», на которой в 1492 году Колумб открыл Америку (18 и 19 метров соответственно).

«Ощущение такое, будет оно затонуло вчера: корпус не поврежден и все мачты на месте», – археолог Родриго Пачеко-Руиз (Rodrigo Pacheco-Ruiz) из исследовательской компании MMT.

Имя судна и, следовательно, его происхождение остаются неизвестны. В эпоху Возрождения названия давались не всем кораблям. Изучая находку, специалисты обозначили объект как Okänt Skepp – «Неизвестный корабль» на шведском.

На его главной палубе находилась лодка, которая использовалась для перемещений экипажа между кораблем и берегом. Также были найдены орудия, но ученые полагают, что судно было торговым, а не военным. Тем не менее и ему требовалась защита от пиратов.

Помимо того, отлично сохранились насосы, бушприт и даже декоративные элементы. Это стало возможным из-за балтийской воды: она менее насыщена кислородом, и в ней присутствие организмов, разрушающих древесину, минимально.

В будущем ученые намерены вернуться на место находки и более детально исследовать ее. Узнайте о других интересных открытиях в сфере подводной археологии.