Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

На Командорах найден скелет вымершей морской коровы

17 ноября 2017
/upload/iblock/52d/52d792d31343dc8e79800f8a0790e86f.jpg
Фото: Командорский заповедник
/upload/iblock/227/22744926b1c818b59eb909e740d06fe7.jpg
Фото: Maharishi/Wikipedia
/upload/iblock/55c/55cd8c8ed2efd7e9949dee1841f3b160.jpg
Фото: Emoke Denes/Wikipedia
На побережье острове Беринга, входящем в состав заповедника «Командорский», найден скелет истребленного в XVIII веке млекопитающего – морской коровы.
Останки вымершей морской коровы Стеллера (лат. Hydrodamalis gigas) нашла научный сотрудник заповедника Марина Шитова во время очередного обследования побережья: несколько ребер торчали прямо из земляного склона. Дождавшись подходящей погоды, представители заповедника организовали экспедицию и осторожно извлекли скелет животного из почвы.

Раскопки заняли 4 часа, потребовав труда 8 человек. Остов был погребен под слоем гальки и песка на глубине около 70 см. Сначала был снят верхний слой грунта, затем кости расчистили от земли и песка – и дали им подсохнуть. После этого все части скелета были сфотографированы, промаркированы и упакованы для последующей сборки. Найденный скелет состоит из 45 позвонков, 27 ребер, левых лопатки, костей плеча и предплечья, нескольких костей запястья. Череп, шейный отдел позвоночника, 1-2 грудных позвонка и ряд других фрагментов отсутствуют. Общая длина скелета составила 5,2 метра. Ученые предполагают, что при жизни млекопитающее достигало как минимум 6 метров.
/upload/iblock/724/7242b9f58277fcfb65356b3467fe426a.jpg
Командорский заповедник

Стеллерова, или морская корова – истребленное человеком млекопитающее отряда сирен. Животное было открыто в 1741 году экспедицией Витуса Беринга, получив свое основное название в честь натуралиста Георга Стеллера, собравшего о нем информацию. В доисторические времена морская корова могла обитать в нескольких регионах Мирового океана, но к XVIII столетию ее ареал сократился до акватории Командорских островов.

Это животное, достигая 8 метров в длину и веся более 5 тонн, превосходило по размерам всех остальных водных млекопитающих, кроме китообразных. Морская корова вела малоподвижный образ жизни, держась в основном близ берега и, предположительно, не была способна нырять. В результате она была полностью истреблена к 1768 году: люди оценили вкус мяса животного, которое было чрезвычайно легко добыть.

В ряде музеев мира можно увидеть останки морской коровы, но в коллекции Командорского заповедника такого экспоната не было. В визит-центре, который создается на острове Беринга, разместится экспозиция, посвященная природе Командорских островов – и найденный скелет станет одним из его главных экспонатов.

Узнайте о других представителях фауны Командорских островов.