Наука

На крышах европейских домов обнаружили космическую пыль

08 декабря 2016
/upload/iblock/5c4/5c4ea6f0c1dda89e9b8e5124c7c0be99.jpg
/upload/iblock/564/56405a230d0ce9b6c539ae6f8e0934f9.jpg
/upload/iblock/b95/b9553dbf325ebb3013d53374c44bffca.jpg
Фото: Pixabay
Мелкие частицы космической пыли постоянно попадают на Землю, но найти их там крайне сложно. Недавно ученые справились с этой задачей, обнаружив микрометеориты на крышах различных зданий.
Частицы внеземного происхождения размером от 50 мкм до 2 мм называются микрометеоритами. Они на высокой скорости пересекают атмосферу Земли, оседая затем на поверхности планеты.
/upload/iblock/ed3/ed39c38e372f96c27c7f0af3ce25fbb2.jpg
Shaw Street/Wikipedia Диаметр самой крупной частицы - 300 мкм.
Лучшим местом для поиска космической пыли считается Антарктида: там меньше всего загрязнен воздух, а на чистом снегу легче рассмотреть темное пылевое вещество. Находят космическую пыль и на морском дне, и в других экологически чистых местах. В городах же она смешивается с бытовыми и техногенными загрязнителями, поэтому серьезных поисков там никто не предпринимал. Найти космическую пыль в мегаполисах удалось шведскому ученому-любителю Йону Ларсену (Jon Larsen). Он основал проект Stardust и на протяжении многих лет собирал пыль с крыш домов в Осло, Париже и Берлине. Затем Ларсен отсылал фотографии и образцы специалистам Имперского колледжа в Лондоне. Год за годом они получали эти данные, и однажды были вынуждены согласиться с выводами энтузиаста из Швеции. К работе были привлечены ученые из нескольких стран. Они изучили 300 кг различного материала, присланного Ларсеном, и выделили из этого массива 500 частиц, чье происхождение связано с кометами и астероидами. Все они имели субсферическую форму и достигали 0,3 миллиметра в поперечнике. Результаты исследования опубликованы в журнале Geology. Отделять космическую пыль от городской грязи оказалось не так сложно, как ученые думали ранее: микрометеориты содержат минералы, обладающие магнитными свойствами. Таким образом, вести их поиски можно даже с помощью простого магнита. Все частицы упали на Землю в течение последних шести лет, и это – самые свежие образцы микрометеоритов на сегодняшний день. Их изучение позволит больше узнать об истории Солнечной системы. Посмотрите, как выглядит крупнейший метеоритный кратер Земли.

Вычислен размер метеорита, взорвавшегося над Хакасией