Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

На Курилах найдены новые виды морских организмов

24 ноября 2017
/upload/iblock/e4a/e4aa1e834107ae0aef35c7a90a0c28bc.jpg
Bonelliopsis alaskana
/upload/iblock/84a/84a5fbe6b643b356b84df1b8c201b455.jpg
Acricoactis brachyacontis
/upload/iblock/26c/26c0f34a2d20c060056f28cf42cc2982.jpg
Similiclava nivea
Фото: Тихоокеанский институт географии Дальневосточного отделения РАН
Изучая растительный и животный мир курильского острова Матуа, ученые открыли около 30 новых видов водных организмов — гидробионтов.
В июле и августе 2017 года сотрудники Камчатского филиала Тихоокеанского института географии ДВО РАН исследовали флору и фауну курильского острова Матуа. Экспедиция состоялась при поддержке «Русского географического общества». Собранный материал еще изучается, но уже к настоящему времени известно об открытии 30 новых для науки видов гидробионтов - организмов, приспособленных к обитанию в водной среде. Биологи отмечают, что несколько семейств морских беспозвоночных животных в России встречены впервые. Это, в частности, актиния Acricoactis brachyacontis (Симиликлава снежная). Организм был описан в 2016 году всего по четырем экземплярам, обитавшим в прибрежных водах американской части Алеутской гряды. У острова Матуа эти актинии найдены в большом количестве, и это - первая находка представителя данного семейства в водах России. Открытие гидроида Similiclava nivea относится к 2015 году, но и этот организм тогда был встречен только у побережья Канады. Интересно, что на Камчатке нет ни актинии Acricoactis, ни гидроидов, напоминающих Similiclava. По всей видимости, эти островные виды могут жить только в чистейшей воде вдали от материка. Также у острова Матуа обнаружен один вид эхиуриды (подкласс морских многощетинковых червей). После открытия этого вида в 1946 году в районе Алеутских островов его больше никто не видел. Таким образом, находка российских ученых на острове Матуа является первой со времени описания вида и первым указанием присутствия в российских водах. Среди других организмов, обнаруженных в ходе экспедиции - около десятка новых видов актиний, не менее восьми новых видов губок, новые виды среди гидроидов, моллюсков, кораллов и других групп гидробионтов. Открытия были совершены и по результатам изучения наземной фауны: так, среди цветковых растений ученым удалось обнаружить вид, ранее не указанный для Матуа – лапчатка земляниковидная (лат. Potentilla fragiformis). Матуа - остров средней группы Большой гряды Курильских островов, лежащий в 900 км к востоку от материка. Отсутствие материкового стока – основная причина чистоты воды, и в ней могут существовать редкие виды растений и животных, не встречающиеся в соседних акваториях. Посмотрите на загадочных обитателей Марианской впадины.