Журнал №191, август 2019

На Марсе и Луне вырастят помидоры

Наталья Иншакова
16 марта 2016
/upload/iblock/44a/44a2cdde2f9a749b88601468e04413e4.jpg
Ночной поход на действующий кратер вулкана Толбачик показался нам прогулкой по другой планете. Низкая облачность, подсвеченная раскаленной лавой из кратера, придала и без того яркой местности совершенно неповторимый колорит. Словно гуляешь по Марсу.
Фото: Денис Будьков
/upload/iblock/dce/dce642f9060b4503dad1ce7717578f68.jpg
Тепличный помидор.
Фото: Андрей Осокин
/upload/iblock/dad/dad61cf431e1af9daec74cf46071b98b.jpg
Зеленый салат.
Голландские ученые собрали богатый урожай овощей, выращенных на образцах почвы, которые в точности имитируют землю Марса и Луны. Это значит, что первые космические переселенцы с голода не умрут.
Биологи из Вагенингенского университета в Голландии завершили первый этап масштабного эксперимента, цель которого – потенциальное развитие сельского хозяйства на других планетах. Они посадили на «марсианской» и «лунной» почвах десять видов овощей и злаков, а полгода спустя оценили результат. Он оказался вполне оптимистичным – помидоры, рожь, редис, горох, шпинат, зеленый лук, киноа, порей и два вида салата успешно выросли и на вид ничем не отличались от обычных. Образцы почвы для эксперимента были созданы в лабораториях NASA: материал для «марсианской» взяли из гавайского вулкана, для «лунной» – из Аризонской пустыни. Овощи выращивали в специальных парниках с постоянным контролем температуры, влажности и освещения; предполагается, что так же будут поступать переселенцы, чтобы защитить урожай от космической радиации. Биологи разработали специальный коктейль из органических и неорганических удобрений, позволяющий сделать «инопланетную» землю плодородной. Главная проблема состоит в том, что эти овощи несъедобны – они содержат ударные дозы тяжелых металлов и железа. В апреле 2016 года ученые начнут новый этап эксперимента, в результате которого должны разобраться и с этим. Если все получится, уже осенью биологи организуют торжественный обед, на котором подадут блюда из «марсианских» и «лунных» продуктов.