Журнал №189, июнь 2019
Наука
На острове Южная Георгия уничтожают крыс
01 августа 2013
/upload/iblock/8d1/8d1f988144eb86135ccbf16d7ac1b587.jpg
Пингвины на острове Южная Георгия. Автор фото: Sascha Grabow.
/upload/iblock/c50/c506084598a514bf4716ba3efaf5ea73.jpg
Большой конёк (Anthus antarcticus) – эндемик острова Южная Георгия. Автор фото: Brian Gratwicke.
На острове Южная Георгия была проведена крупнейшая за всю историю операция по уничтожению крыс, охотящихся на морских птиц.
Южная Георгия — скалистый остров вулканического происхождения общей площадью 4100 км². Он является домом для миллионов морских птиц, в том числе альбатросов, пингвинов, буревестников, чаек и крачек. Только здесь обитает большой конек - единственная певчая птица субантарктики. Административно остров является частью заморской территории Великобритании Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова. На этом архипелаге обитает половина от общего числа редких морских птиц в мире. Но после того, как на остров Южная Георгия вместе с мореплавателями прибыли крысы, ситуация изменилась. Грызуны, не имеющие здесь естественных врагов, сильно размножились и уничтожили много птиц. В настоящее время на архипелаге осталось не более 1% пернатых по сравнению с «докрысиным» периодом его истории. Нарушенный экологический баланс Южной Георгии давно был в центре внимания британских властей, однако программа по уничтожению крыс была разработана только несколько лет назад. В 2011 году в рамках эксперимента на 1/10 части острова была разбросана отрава для крыс, что привело к сокращению их числа без ущерба для флоры и других представителей фауны Южной Георгии. А в 2013 году эту операцию провели на всей территории острова. На реализацию проекта британское правительство выделило 7,5 миллиона фунтов стерлингов (около 375 миллионов рублей). Масштабная дератизация (комплексные меры по уничтожению крыс) была проведена недавно. С помощью вертолетов по всей территории острова было разбросано около 200 тонн отравленной наживки. Следующая аналогичная операция состоится через год, а к 2015 году, согласно проекту, Южная Георгия будет полностью освобождена от грызунов. Множество островов в мире также страдают от грызунов. По данным специалистов экологической организации Island Conservation, от грызунов уже было очищено 435 островов. Однако популяция крыс на Южной Георгии была самой высокой по сравнению с популяциями крыс на других островах, поэтому и операция по их уничтожению была крупнейшей в мире.