Как создаются корма для животных
Наука

На рисунках Леонардо да Винчи нашли смесь из бактерий, грибов и ДНК человека

National Geographic Россия
23 ноября 2020
Туринский автопортрет
Возможно, в будущем этим методом можно будет определять подлинность картин.

Леонардо да Винчи известен своими детально проработанными произведениями искусства и передовыми технологическими идеями. Но новое исследование выявило другой уровень сложности его рисунков: скрытый мир крошечных форм жизни на его работах.

Микробиологи и историки под руководством ведущего научного сотрудника Университета природных ресурсов и наук о жизни (Австрия) Гвадалупе Пиньяр изучили микроскопический биологический материал на семи рисунках художника, и обнаружили неожиданное разнообразие бактерий, грибов и ДНК человека.

Большая часть этого материала, вероятно, попала на наброски задолго до смерти да Винчи 501 год назад, поэтому ДНК (или, по крайней мере, ее основная часть), скорее всего, принадлежит другим людям, которые работали с рисунками на протяжении веков.

По словам исследователей, самым большим сюрпризом для них оказалась высокая концентрация бактерий на рисунках, особенно по сравнению с грибами.

Предыдущие исследования показали, что грибы, как правило, доминируют в микробиомах бумажных объектов, таких как эти рисунки, но в этом случае присутствовало необычно большое количество бактерий от людей и насекомых.

«В целом насекомые, реставраторы и географическое местоположение оставили след на рисунках, невидимый глазу. Но трудно сказать, принадлежат ли какие-либо из этих загрязняющих веществ тому времени, когда Леонардо делал наброски своих рисунков», — авторы исследования.

Команда не пыталась определить, кому именно принадлежит ДНК, поскольку анализ генетического материала не предполагал такой степени детализации. В своей работе ученые использовали новый инструмент под названием Nanopore, метод генетического секвенирования, который быстро разрушает и анализирует генетический материал, чтобы провести подробное изучение различных биологических материалов.

В качестве материала для исследования использовались наброски, хранящиеся в музеях Турина и Рима, в том числе знаменитый «Туринский автопортрет». Авторы работы извлекали микроскопические частицы пыли и мелких фрагментов с их поверхности, не повреждая сами произведения.

Те же исследователи в прошлом изучали микробиомы статуй, конфискованных у контрабандистов, чтобы выяснить, в каких условиях они хранились. По словам авторов работы, в будущем эта техника может раскрыть новые подробности истории даже хорошо изученных произведений искусства.

Узнайте, зачем ученые надели на каракатицу 3D-очки.

Вкусная работа: как в Центре Hill's дегустируют корма для животных