National Geographic №195, декабрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Наука

На Ямале нашли мумию «полярной красавицы»

07 августа 2017
/upload/iblock/79a/79a24671053425d720e66b8eed3b45d1.jpg
Фото: alexander y/YouTube
/upload/iblock/957/95777eb47f4a398ebbc2b25b1cb80780.jpg
Фото: alexander y/YouTube
/upload/iblock/a10/a105ad7ee91312b82c23358a97b43b1e.jpg
Фото: Институт проблем освоения Севера РАН
/upload/iblock/b65/b6558ad768e53fdbf1078c61a44f63ec.jpg
Фото: Институт проблем освоения Севера РАН
При раскопках комплекса археологических памятников Зеленый Яр в Ямало-Ненецком автономном округе ученые обнаружили несколько мумифицированных останков древних людей. Одна из мумий принадлежала молодой красивой женщине.
Специалисты Института проблем освоения Севера вместе с коллегами из Национального университета Сеула приступили к исследованию мумий, найденных при раскопках археологического комплекса «Зеленый Яр», расположенного в 40 километрах к востоку от Салехарда. Он состоит из трех памятников: бронзолитейной мастерской VI-VII вв. нашей эры, могильника VIII-IX вв. и могильника XIII века. Первые раскопки здесь были проведены в 1976 году; с тех пор ученые вскрыли 70 погребений, в том числе коллективные. В них были обнаружены обломки керамики, остатки меховой одежды и обуви, а также медные предметы: браслет, котел и пластины от котла. Захоронения датируются VIII-IX и XIII веками; в них были упокоены или мужчины, или дети, но ни одной взрослой женщины до сих пор найдено не было. Первое женское погребение было открыто только в полевом сезоне 2017 года. Женщина жила в XII веке. Ее лицо прикрывала медная маска, что обеспечило ему сохранность. Ученым удалось восстановить облик умершей – при жизни она была достаточно красива, имела густые волосы, длинные ресницы и крепкие зубы. Фрагменты тела, завернутого в бересту и мех, сохранились хуже. К настоящему времени ученым лишь удалось установить, что ее рост составлял 155 сантиметров, и умерла она в возрасте около 35 лет. Тело было развернуто в сторону соседней реки – так же, как и тела из других погребений. Специалисты полагают, что это имело ритуальное значение. В захоронении также были найдены бронзовые кольца, завернутые в шкуру животного и медные пластины. Исследование всего захоронения потребует более года. В сезоне-2017 на территории комплекса «Зеленый Яр» также была обнаружена мумия новорожденной девочки, но анализ ДНК позволил отмести ее связь с покойной женщиной. Посмотрите на другие находки, сделанные в ЯНАО.