National Geographic №195, декабрь 2019

/upload/iblock/35c/35c06ab6eacb49037452e91428e073a1.JPG
Фото: Arctic89.ru
/upload/iblock/e9f/e9fda3b7bfe01f6c8a7fdea42dd5cc69.JPG
Фото: Arctic89.ru
Летом 2015 года в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) была найдена детская мумия XIII века. Сейчас ученые создают ее трехмерную модель.
Захоронение было обнаружено 2 июля 2015 года на территории археологического комплекса «Зеленый Яр» на Ямале. Ученые нашли берестяной кокон длиной 1,3 м и шириной около 30 см, в котором содержались мумифицированные останки ребенка, предположительно, мальчика шести лет. О принадлежности к мужскому полу можно судить по бронзовому топорику, лежащему с правой стороны тела. Здесь же находились фигурка медведя и серебряные височные кольца. Специалисты московского Института молекулярной генетики РАН взяли образцы ДНК для изучения. До сих пор генетикам приходилось иметь дело только с костными останками древних и средневековых людей, тогда как мумии – уникальный материал. В случае успеха расшифрованный геном прольет свет на историю заселения Ямала и особенности этногенеза его коренных жителей, расскажет о генетической предрасположенности к тем или иным заболеваниям. Со своей стороны специалисты центра изучения Арктики работают над созданием трехмерной модели необычной мумии. Как сообщает ТАСС, в настоящее время 3D-моделирование активно внедряются в практику ученых всего мира. На получаемых цифровых моделях можно проводить любые расчеты, получать разрезы, изучать положение отдельных элементов под любым углом и с разных ракурсов. 3D-модель мумии ребенка будет готова к концу года. Работы проводятся специальным сканером, результаты переводятся в программу, которая выдает готовое изображение. На следующем этапе будут созданы 3D-модели предметов, которые находились в погребении. Помимо научных целей, такие копии могут быть полезны в музейных экспозициях. Узнайте о самой «юной» мумии, найденной в Египте.