National Geographic №194, ноябрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Наука

Найден кандидат на звание самой маленькой карликовой планеты Солнечной системы

29 октября 2019
spacerocks.jpg
Фото: Vernazza et al., Nature Astronomy, 2019
eso1918a.jpg
Фото: ESO
Телескоп Европейского космического агентства показал, что астероид Гигея подходит под все критерии карликовой планеты.

Используя инструмент ESO SPHERE на Очень Большом Телескопе (VLT), астрономы Европейского космического агентства (ESA) изучили астероид Гигея – четвертый по величине объект в поясе астероидов после Цереры, Весты и Паллады.

Находясь в основном поясе астероидов, Гигея удовлетворяла трем из четырех требований для карликовых планет. Она вращается вокруг Солнца, не является спутником и не очистила окрестности своей орбиты от других объектов. Для того, чтобы быть признанным карликовой планетой, объект также должен иметь такую массу, чтобы его собственная гравитация изменила его форму на шарообразную.

Не имея точных знаний об этом параметре, специалисты предполагали, что астероид имеет неправильную форму. Рассмотрев его в высоком разрешении, астрономы получили данные о его поверхности, смогли определить форму и размеры.

Гигея оказалась сферическим объектом, чей диаметр немного превышает 430 километров. Это значительно меньше, чем у Цереры (950 километров), ранее считавшейся самой маленькой карликовой планетой. А самый известный объект в этом ряду – Плутон (диаметр около 2400 км).

Значение параметра сферичности Гигеи (ψHygiea = 0,9975) почти совпадает со значением, полученным для Цереры (ψCeres = 0.9988). Подтвердив четвертый параметр для карликовых планет, астероид может быть отнесен к ним.

На орбите Гигеи вращается еще около 7 000 тел схожего состава. Считается, что «рой» сформировался примерно 2 миллиарда лет назад, когда неизвестный катаклизм выбросил обломки породы на межпланетную орбиту. После этого на поверхности Гигеи должны были остаться следы – такие, как на астероиде Веста, но их нет.

С помощью моделирования ученые пришли к выводу, что сферическая форма и гладкая поверхность Гигеи являются результатом мощного столкновения с небесным телом диаметром от 75 до 150 километров. В результате «родительский объект» разрушился, а затем расплавленные обломки сформировали Гигею и соседние астероиды. Если теория верна, то это единственное подобное столкновение в Солнечной системе.