Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Найдены рисунки, сделанные денисовским человеком. Он мог обладать абстрактным мышлением

National Geographic Россия
19 августа 2019
Древние люди. Реконструкция
Фото: Wikimedia Commons
Ученые обнаружили фрагменты костей с рисунком, сделанным денисовским человеком около 100 тысяч лет назад.

Два фрагмента костей были обнаружены на месте раскопок в северном Китае. На костях выгравированы аккуратные линии, покрытые пигментом.

Ученые считают, что рисунки на костях могут быть прототипом художеств, созданных денисовским человеком. Если гипотеза верна, это служит доказательством того, что они так же, как и неандертальцы, были способны к абстрактному мышлению.

«Микроскопический анализ линий показывает, что они не могли появиться как результат случайного повреждения или каким-либо другим способом», – пояснил палеоантрополог Франческо д'Эррико из Университета Бордо.

Линии были сделаны острым предметом и обработаны охрой.

Как известно, ни одно животное – даже шимпанзе – не делает абстрактных рисунков.

«Хотя рисунки могут показаться нам простыми, лежащая в их основе концепция является сложной с когнитивной точки зрения, показывая, что художник обладал навыками, необходимыми для представления информации посредством абстрактных символов», – говорит палеоантрополог из Университета Виктории в Канаде Женевьев фон Петцингер.

Неандертальцы и денисовцы одновременно проживали в некоторых районах Евразии: неандертальцы на западе, денисовцы на востоке.

Их следы теряются примерно 40 тысяч лет назад – как полагают ученые, именно тогда оба вида вымерли, уступив место современному человеку.