Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

НАСА опубликовало первые космические фотографии кометы Сайдинг-Спринг

24 октября 2014
/upload/iblock/650/6502234a839591f02b0b3538ce6e8d29.jpg
Пожалуй, самый эффектный снимок пролета кометы мимо Марса был сделан с телескопа «Хаббл». Марс и кометы сфотографированы 19 октября в 22:28 по московскому времени. Фото: NASA, ESA, PSI, JHU/APL, STScI/AURA.
/upload/iblock/4a0/4a0114e68bc86cb96f33b66f8a941728.jpg
Этот снимок Марса и кометы сделан с многофункциональной автоматической межпланетной станции Mars Reconnaissance Orbiter. Фото: NASA/JPL-Caltech/University of Arizona.
/upload/iblock/6c4/6c4dbaf2f45fd996c56c2d3980c66ace.jpg
Этот снимок сделан панорамной камерой Pancam марсохода Opportunity. Фото: NASA/JPL-Caltech/Cornell Univ./ASU/TAMU.
/upload/iblock/259/259a574875e1dc8c0b36a309928192a5.jpg
На этом рисунке изображены зонды, которые были переведены на обратную сторону Марса накануне приближения кометы. Существовал риск, что пролетающая мимо комета может нанести технике ущерб. Три представленных на рисунке аппарата - это спутник Mars Odyssey, автоматическая межпланетная станция Mars Reconnaissance Orbiter и автоматический корабль MAVEN. Изображение: NASA/JPL-Caltech.
19 октября в 22:27 по московскому времени комета Сайдинг-Спринг (Siding Spring, C/2013 A1) прошла на расстоянии 139,5 тысячи километров от Марса. На этой неделе НАСА опубликовало несколько космических снимков этого события.
Комета Сайдинг-Спринг была открыта астрономом Робертом Макнотом в январе 2013 года, получив свое имя в честь австралийской обсерватории. Специалисты NASA назвали сближение Siding Spring и Марса «космическим подарком». Наблюдение велось с нескольких аппаратов, находящихся на марсианской орбите, марсоходов Curiosity и Opportunity, а также с наземных и космических телескопов. Сближение Siding Spring и Марса могло произойти по разным сценариям; при худшем развитии событий комета на высокой скорости врезалась бы в Красную планету. Даже после того, как было подсчитано, что столкновение маловероятно, ученым требовалось обезопасить находящуюся в космосе аппаратуру. Дело в том, что даже крохотная частичка пыли или льда из хвоста кометы могла нанести технике ущерб. Поэтому американские зонды были переведены на обратную сторону Марса; сделал орбитальный маневр и европейский космический корабль Mars Express. Пролет кометы мимо Марса состоялся без каких-либо отрицательных последствий; произошло это на скорости 56 километров в секунду. Межпланетная станция NASA Mars Reconnaissance Orbiter и искусственный спутник MAVEN смогли сделать снимки кометы со своей орбиты, а марсоходы сфотографировали Siding Spring, удаляющуюся от Марса в сторону Солнца. На основе научных данных, которые были получены во время пролета кометы мимо Марса, ученые рассчитывают получить информацию о размерах и составе ядра кометы, ее газово-пылевой оболочки и хвоста. Это может приблизить человечество к пониманию раннего периода существования Солнечной системы. На этой неделе НАСА представило несколько фотографий кометы, сделанных с межпланетной станции Mars Reconnaissance Orbiter, с марсохода Opportunity и с телескопа Hubble. Представляем их вашему вниманию.