Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

НАСА отправляет добровольцев в постель

16 апреля 2015
/upload/iblock/d8a/d8a28110cd2d4f8f612f2401c7820ba3.jpg
Фото: planetchopstick/Flickr.com
НАСА ищет добровольцев, которые за $18 тысяч согласятся провести 70 суток в постели практически без движения. Эксперимент направлен на изучение воздействия невесомости на организм человека.
В научно-исследовательском подразделении НАСА в Хьюстоне (штат Техас) состоится длительный эксперимент, по результатам которого эксперты американского Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства будут лучше понимать физические процессы, происходящие с организмом в невесомости. Влияние невесомости на здоровье уже сейчас известно достаточно хорошо. Это, в частности, стремительное атрофирование мышц: мускулатура фактически выключается из деятельности человека, в результате падают все физические характеристики организма. Кроме того, следствием резкого уменьшения активности мышечных тканей является сокращение потребления организмом кислорода, и из-за возникающего избытка гемоглобина может понизиться деятельность костного мозга. Ограничение подвижности также нарушает фосфорный обмен в костях, что приводит к снижению их прочности. Эксперимент, задуманный НАСА, позволит упорядочить все известные данные и, возможно, найти пути для профилактики этих последствий. «Ощутить себя космонавтом» на 70 дней сможет любой здоровый житель США; на сайте НАСА открыт прием заявок. После одобрения кандидатуры добровольцев ждет трехступенчатая программа. Первоначально, в течение трех недель, люди будут учиться жить в небольшом ограниченном пространстве, где они еще смогут двигаться. Затем состоится основная часть эксперимента: на протяжении 10 недель добровольцам предстоит лежать в горизонтальном положении. Их голова будет слегка опущена, а ноги немного подняты; никакой физической активности (за исключением гигиенических процедур, которые испытуемые также будут проводить лежа) не предполагается. Единственными доступными занятиями останутся чтение, просмотр телевизора или использование компьютера, однако ученые не рекомендуют увлекаться этим, поскольку при общей неподвижности даже мышцы руки будут уставать быстрее. Исследователи рассчитывают получить максимум возможной информации о поведении человеческого организма в условиях отсутствия внешних нагрузок и снижения интенсивности сердечно-сосудистой деятельности. После долгого пребывания в статичном положении люди могут чувствовать ноющую боль в суставах и другие неприятные эффекты, поэтому третий этап эксперимента – восстановительный. В течение двух недель будут постепенно увеличиваться физические нагрузки, и, в идеале, все подопытные без каких-либо последствий вернутся к нормальной жизни, получив зарплату в размере $18 тысяч. Узнайте также, сколько запахов может различать человек, и зачем нужно учить иностранные языки.