National Geographic №195, декабрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Наука

Наша боязнь змей и пауков – врожденная

Популярная Механика
24 октября 2017
/upload/iblock/3dc/3dc635f9c88a2d5c0031c18d0f5829be.jpg
Фото: Ekaterina Spirina
/upload/iblock/a06/a06ad19e3f0d68815c1573c2d737e282.jpg
Фото: Андрей Кульков
/upload/iblock/6b1/6b1cb6670f4fe3e9901719cbf07e1605.jpg
Гадюка и паук. Камышин, Волгоградская область.
Фото: Дмитрий Решетников
Могут ли еще ничего не знающие об окружающем мире полугодовалые малыши бояться змей и пауков? Вполне.
Авторы статьи, опубликованной в Frontiers in Psychology, показывали тридцати двум младенцам в возрасте до полугода фотографии змей и пауков, чередуя их с изображениями цветов, птиц и рыб – и измеряли расширение зрачков.

Страх — сложная эмоция, возникающая в ответ на пугающий стимул; испуг сопровождается выбросом гормона норадреналина, который повышает артериальное давление, учащает сердцебиение, а кроме того вызывает расширение зрачков. При виде паука зрачки расширялись на 0,14 мм, что говорит о резком увеличении концентрации норадреналина в крови, а при взгляде на нейтральную картинку — всего на 0,03 мм.

Ученые заключили, что пауки и змеи на картинках пугали младенцев, а птички, рыбки и цветы — нет, несмотря на то, что все изображения были выдержаны в одной цветовой гамме и были одинакового размера. При виде паука зрачки расширялись на 0,14 мм, а при взгляде на нейтральную картинку — всего на 0,03 мм.

Арахнофобия и боязнь змей могут иметь эволюционное происхождение, считают авторы исследования. И те, и другие животные могут быть очень опасны. При контакте с ними важно быстро распознать угрозу и избавиться от нее — убежать или обезвредить животное, поэтому предки человека научились бояться змей и пауков. Страх мобилизует ресурсы организма и позволяет быстро среагировать.

Если вы не страдаете арахнофобией, полюбуйтесь пауками на фотографиях, сделанных нашими читателями.