National Geographic №195, декабрь 2019

Сравнение Цереры (внизу слева) с Луной и Землей
Фото: CWitte/Wikipedia
/upload/iblock/f06/f061acedae2a93cb826ec99ac532ef43.jpg
Фото: NASA
Ближайшая к Солнцу карликовая планета Церера была открыта в начале XIX века. За годы изучения было установлено наличие у нее разреженной непостоянной атмосферы, а недавно ученые смогли объяснить ее нестабильное состояние.
Исследование провели специалисты NASA, работающие над миссией Dawn («Рассвет»): одноименная межпланетная станция в 2007 году отправилась исследовать астероид Веста и карликовую планету Церера. Наличие у Цереры экзосферы, время от времени появляющейся, а затем исчезающей, было известно давно, но прежде ее нестабильность связывали с текущим расстоянием карликовой планеты от Солнца. Дополнительные наблюдения, сделанные при помощи космического телескопа Herschel и наземной обсерватории Very Large Telescope, позволили предположить, что формирование атмосферы Цереры зависит не от дистанции, а от солнечных циклов. В статье по итогам исследования говорится, что в периоды солнечной активности летящий от звезды поток частиц ударяет по льду, покрывающему Цереру. При этом высвобождаются молекулы воды, которые поднимаются над поверхностью и на несколько дней образуют ее разреженную атмосферу. В настоящее время солнечная активность близка к своему минимуму, и на Церере атмосферы практически нет. Специалисты полагают, что это продлится еще несколько лет, а затем экзосфера Цереры начнет уплотняться. Посмотрите, как выглядит Церера в 3D.