National Geographic №194, ноябрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Наука

Найдено древнейшее свидетельство о цунами

Популярная Механика
20 июля 2017
Раскопки в морской пещере на территории Суматры (Индонезия) показали, что первое крупное цунами произошло около 7900 лет назад.
Международная команда исследователей обнаружила в морской пещере в Индонезии древнейшее свидетельство о цунами, при этом возраст находки составляет 5000 лет. Соавтор исследования, профессор Рутгерского университета в Нью-Брунсвике (США) Бенджамин Хортон рассказывает, что геологический «снимок» в осадочной породе показал, как мало ученым до сих пор известно о стихийном бедствии. Открытие было сделано в морской пещере на западном побережье Суматры, к югу от города Банда-Ачех, который серьезно пострадал от цунами в 2004-м году. Исследователи вырыли шесть траншей и проанализировали чередующиеся слои песка и обломков при помощи радиоуглеродного анализа. Выяснилось, что геологическая запись в осадочной породе содержит последовательные слои песка, помета летучих мышей и обломков, которые образовались 2900−7900 лет назад. Возникшие позже стратиграфические слои были смыты цунами 2004 года. Исследователи рассказали, что в течение этого периода на территории Суматры произошло 11 цунами, возникших в результате землетрясений вдоль зоны субдукции. Также ученые обнаружили, что за 5000 лет одно тысячелетие прошло без цунами, в то время, как в один из веков произошло сразу четыре стихийных бедствия. В целом, как отмечается в исследовании, небольшие по силе цунами происходят чаще, а крупные бедствия сопровождаются длительными затишьем. Бенджамин Хортон подчеркивает, что специалистам до сих пор сложно прогнозировать возникновение цунами.