Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Найдены доказательства первого массового вымирания живых организмов

National Geographic Россия
25 ноября 2015
/upload/iblock/a76/a76925a45766678445e39ad569e522d8.jpg
Фото: Института нефтегазовой геологии и геофизики (ИНГГ) СО РАН
/upload/iblock/927/92700153aa8966502eaa1605a9873646.jpg
Dickinsonia — одно из наиболее характерных ископаемых животных эдиакарской (вендской) биоты.
Фото: commons.wikimedia.org
/upload/iblock/7b8/7b8f88ca46b0a6242bf1dcb74ea65ea9.jpg
Чарния — род организмов эдиакарского периода.
Фото: commons.wikimedia.org
Ученые Института нефтегазовой геологии и геофизики (ИНГГ) СО РАН совместно с исследователем из Екатеринбурга Андреем Масловым выяснили, что первое массовое вымирание живых организмов произошло на 100 миллионов лет раньше, чем традиционно считалось.
До настоящего момента ученым было известно о пяти крупнейших вымираниях организмов. Предполагалось, что первое из них произошло 450-440 миллионов лет назад – ордовикско-силурийское вымирание. "Мы получили результаты, показывающие, что за 100 миллионов лет до этого, примерно 550 миллионов лет назад, произошло еще одно массовое вымирание живых существ, – рассказал Дмитрий Гражданкин, заведующий лабораторией палеонтологии и стратиграфии докембрия в Института нефтегазовой геологии и геофизики. – Мы назвали его "котлинский кризис", в ходе которого на планете бесследно исчезло целое царство живых организмов". Около 580 миллионов лет назад на Земле стали господствовать мягкотелые существа размером до 1,5 сантиметров, состоящие из большого количества трубочек, – вендобионты. Они обитали на мелководье и питались слизью, сформированной бактериями. Последняя информация об этих живых организмах датируется периодом 550 миллионов лет назад. Российские ученые решили доказать, что в этот период произошло вымирание вендобионтов, а значит, и первое вымирание живых организмов. "Отсутствие ископаемых останков организмов в геологической летописи вовсе не означает вымирание вида. Поэтому перед нами стояла задача найти морские отложения, некогда представлявшие безусловно благоприятную среду для обитания вендобионтов и способствующие сохранности их останков", – объяснил Дмитрий Гражданкин.
Благоприятной средой для этих древних организмов был Южный Урал, где 550-540 миллионов лет назад практически непрерывно существовал морской бассейн, что позволило накопиться отложениям. В ходе исследований ученые обнаружили там тонкие прослойки вулканических туфов – магматических пород, выброшенных при извержении. При помощи уран-свинцового метода исследователи смогли определить точный возраст содержащихся в породах зерен цирконов и период образования этих пород – 547 миллионов лет назад, то есть спустя 3 миллиона лет после предполагаемого вымирания вендобионтов. "Несмотря на то, что на Южном Урале были благоприятные условия для жизни вендобионтов и хорошие условия сохранности, мы не находим здесь остатков этих существ. Значит, можно сделать вывод, что они действительно вымерли 550 миллионов лет назад", – пояснил ученый. Причиной кризиса могли стать первые животные, которые уничтожили мир вендобионтов и дали возможность сформироваться новой экосистеме.