National Geographic №195, декабрь 2019

/upload/iblock/4e0/4e0bad256b46674989874dd8422c0ba1.jpg
Фото: Peter Godfrey-Smith/University of Illinois at Chicago
/upload/iblock/6dd/6ddffec32e9309a2448391e8e055a8af.jpg
Фото: University of Illinois at Chicago
Осьминоги, как правило, ведут одиночный образ жизни. Однако в заливе Джервис у восточного побережья Австралии они объединяются в «города».
Международная группа ученых обнаружила осьминогов, которые не только поселились рядом, но и выстроили прочные социальные связи. Это для осьминогов крайне необычно: их подавляющее большинство живет самостоятельно, встречаясь только в период размножения. Но в Австралии по каким-то причинам они выбрали иной путь.

В 2009 году в акватории залива Джервис было найдено поселение осьминогов, которое ученые назвали Octopolis – «Город осьминогов». Здесь друг с другом успешно взаимодействовало 16 особей Octopus tetricus, живущих в норах среди скоплений раковин, камней и песка. Новое поселение, найденное недавно, расположено неподалеку от Октополиса. В нем обитает от 10 до 15 моллюсков, и их образ жизни не отличается от соседей.

/upload/iblock/807/80700b9fe01e2097256100880e1d9b1f.jpg
University of Illinois at Chicago

В статье, опубликованной в журнале Marine and Freshwater Behaviour and Physiology, отмечается, что по поведению эти моллюски скорее напоминают позвоночных. Они создают прочные пары, общаются друг с другом, объединяются для того, чтобы прогнать посторонних, защищают самок, отложивших яйца и даже захватывают наиболее привлекательные жилища соседей.

Ученые не могут объяснить, почему они живут вместе и почему – именно здесь. Возможно, для этой акватории характерно обилие пищи, но, с другой стороны, скопление животных в одном месте является привлекательной приманкой для их естественных врагов. В любом случае знания об осьминогах в целом приходится пересмотреть: наличие двух «городов» позволяет предположить существование таких же поселений и в других местах на планете.

Посмотрите, как осьминоги используют медуз в качестве оружия.