National Geographic №194, ноябрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Наука

Найдено эффективное средство от бессонницы

12 августа 2013
/upload/iblock/0e3/0e3119f4829cb9e80ee0df0cfdc2e8a2.jpg
Ученые советуют как можно чаще выключать электрические приборы и отправляться на природу: помимо свежего воздуха, пользу несет и прямой солнечный свет. Автор фото: will ockenden.
Внутренние «биологические» часы современного человека смещены на два часа. К такому выводу пришли американские ученые, проведя эксперимент «жизни без электричества».
Уровень мелатонина (основной гормон эпифриза, регулятор суточных ритмов) у человека вырастает непосредственно перед сном и уменьшается перед утренним подъемом. Чем сильнее график жизни отличается от заложенного природой (сон в темное время суток и активная фаза днем), тем сложнее человеку заснуть или проснуться. Первый эксперимент, целью которого было выяснить связь солнечного света с внутренними часами человеческого организма, был проведен учеными из Колорадского университета в Боулдере в 2011 году. Результаты были опубликованы недавно в журнале Current Biology. В рамках исследования восемь добровольцев были отправлены в пустыню Eagles Nest Wilderness, где в течение недели они жили в палатках, не используя никакого искусственного освещения. Запрещены были не только лампочки или фонарики, но даже подсветка мобильных телефонов. Люди ложились и вставали, ориентируясь на солнечный свет, а показания их биоритмов записывали прикрепленные к запястьям датчики. Участники эксперимента обладали разными биологическими ритмами: одни были «жаворонками», а другие «совами». До выезда на природу уровень мелатонина испытуемых оставался высоким еще несколько часов после подъема, поэтому люди чувствовали себя не выспавшимися, даже если спали достаточно долго. Все дело оказалось в солнечном свете, который «заряжает» организм каждого человека. Спустя неделю жизни на природе у всех участников эксперимента, независимо от их прошлых предпочтений, синхронизировались внутренние часы: люди вставали и ложились «по солнцу», чувствуя себя бодрыми и выспавшимися. Исследователи поясняют: для того, чтобы биологические ритмы были идеальными, человеку необходимо определенное количество света. В качестве стандартной единицы измерения освещенности используется один люкс - количество света, отбрасываемое одной свечой на расстоянии одного метра. Искусственный свет, позволяя сдвинуть и продлить активную фазу деятельности, не достаточно «заряжает» организм. Так, освещение в помещении, по данным американских ученых, – около 200 люксов, тогда как во время восхода и заката солнца эти цифры составляют около 10 000 люксов, а в середине дня – более 100 000 люксов. Человек, который проводит большую часть своего времени при свете ламп, недополучает необходимое организму количество света, его биологические часы разлаживаются, что и приводит к проблемам со здоровьем.