Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

"Необычный сигнал из космоса" имеет земное происхождение

31 августа 2016
/upload/iblock/e19/e19a75ceee8b2e0379ad69033578d214.jpg
Телескоп РАТАН-600
Фото: Kudusov Sulim
/upload/iblock/461/4616f6effacab30b704de81541e385df.jpg
Телескоп РАТАН-600
Фото: Wikipedia
В 2015 году российский телескоп РАТАН-600 поймал сигнал, заметно отличающийся от обычного космического шума. Является ли он инопланетным посланием?
В международную организация SETI, которая занимается поиском признаков существования инопланетных цивилизаций, поступила информация о подозрительном сигнале, который был получен в мае 2015 года российским телескопом РАТАН-600, расположенном в Карачаево-Черкесии. Предположительно, сигнал исходил со стороны звезды HD164595. Радиоастрономический телескоп Академии наук РАТАН-600 — крупнейший в мире радиотелескоп с рефлекторным зеркалом диаметром около 600 метров. Его основными преимуществами являются высокая чувствительность по яркостной температуре и многочастотность. Телескоп позволяет проводить исследование как близких объектов (Солнца, солнечного ветра, планет и спутников), так и крайне удаленных (радиогалактик, квазаров, космического микроволнового фона). Звезда класса G2 HD 164595 находится в созвездии Геркулеса на расстоянии 28,927 парсека (около 94,4 световых года) от Солнца. Обладая видимой звездной величиной 7,075, она может быть различима в любительский телескоп. HD 164595 обладает одной известной планетой HD 164595 b, обращающейся вокруг нее по орбите с периодом 40 дней и в 16 раз превосходящей по массе Землю. Несмотря на то, что сигнал выделяется на фоне обычного космического шума, который постоянно регистрируют телескопы, специалисты усомнились в его «внеземном» происхождении. Представители SETI отмечают, что даже факт того, что данные о сигнале поступили спустя год после его открытия и в частном порядке, говорит о том, что сами ученые не уверены в сенсации. В случае, когда сигнал действительно представляет интерес для изучения, информация о нем распространяется незамедлительно. Астрофизики также напоминают, что для того, чтобы сигнал со стороны HD 164595 достиг Земли, цивилизация должна быть крайне высокоразвитой и иметь мощность энергопотребления, сопоставимую с мощностью центральной звезды планетарной системы. Для Земли это пока недостижимые показатели, поэтому ответный сигнал мы все равно послать не сможем. И наконец в рамках проекта по поиску внеземной жизни довольно часто регистрируются самые разные «необычные» сигналы, но как послание внеземной цивилизации их можно рассматривать только при неоднократнои повторении. В данном же случае этого не произошло: сигнал зафиксирован однократно. Со своей стороны с комментарием выступили специалисты Специальной астрофизической обсерватории РАН, в ведении которой находится РАТАН-600. Поясняя, что благодаря своей большой собирающей поверхности радиотелескоп имеет высокую чувствительность, он способен искать предельно слабые радиосигналы во Вселенной. Однако уже сейчас по результатам обработки и анализа сигнала со стороны HD164595 приходится признать, что он имеет земное происхождение. Узнайте о загадочной музыке, которая звучит в космосе.