Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Ученые представили новую версию возникновения подбородков

Наталья Иншакова
20 апреля 2015
/upload/iblock/172/1726ab2b9a92974660085472bea656ee.JPG
Форма и размер подбородка не зависят от того, что мы едим.
Фото: Flickr/Sean Dreilinger.
Ученые из Университета Айовы предложили свое объяснение того, почему у людей в процессе эволюции появились подбородки.
Совсем недавно мы писали об интересном исследовании флоридских ученых, предположивших, что подбородки развились в результате перехода человека на мягкую вареную пищу. Теперь их коллеги решили опровергнуть это утверждение и выдвинули свою версию происхождения подбородка. Команду ученых возглавил Натан Холтон - профессор Университета Айовы, специализирующийся на черепно-лицевой хирургии. По его мнению, механические процессы, такие, как пережевывание пищи, не могли привести к развитию подбородка. Истинная причина – «одомашнивание» человека. Ученые подробно изучили строение лиц 40 людей разного возраста, от детей до стариков, и создали соответствующие 3D-модели. Выяснилось, что жевание создает столь незначительную нагрузку на подбородок, что просто не может повлиять на его величину и форму. У многих малышей, участвовавших в эксперименте и питающихся протертой пищей, подбородки были более выдающимися относительно других структур лица, чем у взрослых мясоедов. По мнению исследователей, на самом деле подбородки появились около 60 000 лет назад, когда люди перестали жить обособленными группами и стали объединяться в большие общины. Охота постепенно отошла на второй план, уступив место земледелию и торговле. Именно в этот период человеческие лица уменьшились примерно на 15% - ученые связывают это с падением уровня тестостерона и «гормонов агрессии» (например, кортизола). В результате костные структуры переместились и стали нуждаться в опоре в виде подбородочного выступа. Исследовав 3D-модели черепов участников экспериментов, ученые убедились в том, что подбородок не мог появиться в результате уменьшения массы пищи. По словам Натана Холтона, подбородок выполняет интересную функцию: будто собирает воедино черты лица, обеспечивая им правильный каркас. По мере взросления лицевые структуры меняются, и поэтому только в зрелом возрасте подбородок приобретает окончательную форму и размер. Ученые из университета Айовы уверены, что именно изменение черт человеческого лица привело к возникновению подбородочного выступа много тысяч лет назад. Смотрите также нашу статью об эволюции одной из важнейших частей человеческого тела - руки.