Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Новые находки из крупнейшей подводной пещеры мира

21 февраля 2018
/upload/iblock/b60/b608d02b5940ed38056fea25df1a9bc0.jpg
Фото: National Geographic
/upload/iblock/474/474f73e825e92fd177c0e9a7636bd6de.jpg
Фото: National Geographic
12 000-летние наскальные рисунки и останки вымерших зверей: подземный лабиринт на полуострове Юкатан расстается со своими тайнами.
Недавно ученые выяснили, что затопленные мексиканские пещеры Сак-Актун (Sac Actun) и Дос Охос (Dos Ojos) соединены между собой; их общая длина подземного комплекса составила 347 километров. Так была открыта крупнейшая в мире подводная пещера.

Это место примечательно не только размерами Археологические раскопки, которые велись в это время, также принесли сенсационные итоги.

В древности уровень воды в пещерах колебался в зависимости от перепадов погоды. Животные и люди, которых здесь заставали разливы, оказывались заложниками и нередко погибали. Таким образом с эпохи плейстоцена в пещерах образовалось несколько культурных слоев.

Специалисты уже изучили найденные здесь кости крупных ленивцев и медведей, живших 15 000 лет назад, а также останки животного из семейства гомфотериевых (лат. Gomphotheriidae) — вымерших слоноподобных зверей. А о присутствии человека говорят 120 различных находок.

Это, в частности, череп возрастом 9 000 лет, обгоревшие кости, а также кусочки керамики и наскальные рисунки (самые древние из них были нанесены 12 000 лет назад).

Наиболее интересными находками стали святилище бога майя, а также каменная маска. Это говорит о ритуальном предназначении пещер в те времена. Археологи подчеркивают, что Сак-Актун является крупнейшим местом подводных раскопок во всем мире. Система исследована не до конца, и дальнейшие работы принесут новые открытия.

Узнайте, с чего началась подводная археология.