Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Новый марсоход от NASA будет прыгать

08 сентября 2015
/upload/iblock/bf6/bf69caaa49a4356f1fe627d468e54de3.jpg
«Еж» (Hedgehog)
Фото: NASA/JPL-Caltech/Stanford
/upload/iblock/bfc/bfc54c0557d969ccb23a5ec9c09c9b6b.jpg
Традиционный марсоход
Фото: NASA
Специалисты NASA разработали миниатюрный аппарат для исследования астероидов. Его главным отличием является принцип перемещения по поверхности: вместо того, чтобы катиться, он будет прыгать.
Небольшой робот под названием «Еж» (Hedgehog) стал результатом совместной работы ученых из Лаборатории реактивного движения Национального управления по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (NASA's Jet Propulsion Laboratory), Стэнфордского университета и Массачусетского технологического института. Самоходный аппарат нового типа имеет форму куба с шипами и может весить от 5 до 9 кг. Он будет перемещаться по поверхности небольших небесных тел в прыжке, в отличие от традиционных марсоходов, которые катятся на колесах. Еще одной разницей является возможность движения в любом направлении вне зависимости от того, на какую сторону он приземлится. Аппарат двигается, вращаясь и тормозя маховиками внутри «тела», а шипы выступают как «ноги», одновременно защищая корпус аппарата. В них также могут быть помещены термозонды, камеры и другие необходимые исследовательские инструменты. Два «Ежа» уже были протестированы в лабораторных условиях, имитирующих пересеченную местность в низкогравитационной среде. Они справились со всеми заданиями, что позволяет отправлять их на небольшие небесные тела, такие как кометы или астероиды с их шероховатой поверхностью, затрудняющей передвижение марсоходов. Важным преимуществом является и относительная дешевизна нового аппарата. Сейчас ученые учат «Ежей» самостоятельной работе, без постоянной связи с оператором.