Экспедиция «9 легенд Русского Севера»
Наука

Обнаружены новые последствия длительного пребывания в космосе

15 ноября 2019
iss046e008882.jpg
Фото: NASA
follow_the_blood1.jpg
Фото: Chris Mason/Weill Cornell Medicine
Нарушается кровоток во внутренней яремной вене.

Одним из самых важных аспектов дальних полетов в космос, помимо технологических, является медицинский. Человеческое тело не приспособлено к высокому уровню радиации и низкой гравитации, и после каждой экспедиции на МКС астронавты проходят обследования. На основании собранных данных уже известно, что долгое пребывание в космосе негативно отражается на скорости и точности работы памяти, а также приводит к замедлению темпов формирования костей. Среди других последствий — изменение состава микрофлоры в кишечнике, рост уровня жиров и гормонов.

Теперь выяснилось, что уже через несколько месяцев полета нарушается снабжение мозга кровью. Исследование провели специалисты NASA вместе с группой медицинского обеспечения подмосковного ЦУПа. Рассматривалось здоровье 11 космонавтов, которые пробыли на МКС в среднем около полугода. Они прошли ультразвуковое исследование сосудов головы перед полетом, на 50-й и 150-й день пребывания в космосе, а также через 40 дней после возвращения.

Во внутренней яремной вене семи человек были выявлены застойные явления и даже эпизодическое обратное течение крови. У одного космонавта там появился тромб, а еще у одного он начал формироваться по возвращении на Землю.

«Это очень неожиданно и ненормально. Мы никак не думали увидеть остановку и реверсивное течение. На Земле эти отклонения приводят к блокаде кровоснабжения мозга или опухолям», – Майкл Стенгер (Michael Stenger), глава группы исследователей.

Таким образом, нарушения работы внутренней яремной вены могут стать еще одной проблемой, которую предстоит решить в ходе подготовки будущих длительных пилотируемых экспедиций. По мнению медиков, улучшения кровотока космонавтов можно добиться с помощью специальных систем для его стимуляции. Например, на МКС уже применяются вакуумные «комбинезоны» ПВК «Чибис», разработанные для профилактики неблагоприятного воздействия микрогравитации. Они облегчают течение крови в нижних конечностях, а также оказывают положительный эффект на сосуды и другие части тела. На основе этих разработок «комбинезоны» можно модифицировать для оптимизации кровотока.

Однако все эти вызовы показывают, насколько человечество далеко от полетов на другие планеты.

Почему мы до сих пор не на Марсе?