Журнал №189, июнь 2019
Один вид – разная окраска
Текст: Джон Л. Элиот Фотографии: Сирил Руозо
18 ноября 2012
/upload/iblock/5af/5afefb7a2866a7e36cfce6ca1894a8d7.jpg
У одних самцов райской мухоловки оперение черно-белое, а у других (например, у этого) – красное. Такое разнообразие окраски у особей одного вида – очень редкое явление.
/upload/iblock/55a/55a545ec7699d7967622961e4c9b87b7.jpg
Этой птичке всего неделя. На ножке – голубое кольцо.
/upload/iblock/56c/56cfc37d2a47c38e8cffec4a56af5bc7.jpg
Исследователь Эрнетс Рашумбинирина взбирается на дерево, чтобы достать птенцов из гнезда и окольцевать их.
/upload/iblock/356/356099cf28f94d9d282c37f163f2e1ea.jpg
Рауль Малдер и его коллеги уже пометили более полутора тысяч особей.
/upload/iblock/fbc/fbc4008db8d2ee9459399efe72b5cec8.jpg
Птенец пытается проглотить стрекозу, которую принесла ему мать. Самки мухоловки, в отличие от мужских особей, имеют одинаковое оперение красного цвета.
/upload/iblock/147/14759b75cd7996d5f48a894424d32236.jpg
Черно-белый самец несет пищу своему выводку.
/upload/iblock/470/4701cf6c338925284b62c321c46c0e63.jpg
Рауль Малдер, биолог, Университет Мельбурна, Австралия: «Почему в результате эволюции возникли два типа птиц одного вида, различающиеся цветом оперения? На этот вопрос нет очевидного ответа».
Фото: Сирил Руозо
Ученые пытаются понять, как в результате эволюции могли возникнуть два типа птиц одного вида с разной окраской.
Засушливая южная оконечность Мадагаскара. Старый мост над занесенным илом руслом реки ведет к небольшому заказнику Билока площадью 120 гектаров. Под пологом леса, образованным кронами деревьев тсатсаке, царит сумрак. Солнечный свет просачивается сквозь ветви там, где растут тамаринды. По всему лесу разносится пение птиц, их здесь сотни видов. В этом разноголосье легко различается резкое «ретрет-ретрет» - так поет мадагаскарская райская мухоловка. Самцов этого вида ни с кем не спутаешь: у них хвосты в три раза длиннее туловища и яркое оперение. Последнее и привлекло биолога Руаля Малдера. Последние девять лет он регулярно приезжает в заповедник, чтобы изучать этих птиц. Взрослые самцы мадагаскарской райской мухоловки бывают двух расцветок: рыжие (с красновато-коричневым оперением) и белые (с черно-белым). Это очень редкое явление среди птиц (второй из известных науке видов, у которого наблюдается подобный феномен, - турухтаны). К трем годам самец мухоловки приобретает окраску, и после этого она уже не меняется.
Данные, полученные в ходе исследований, свидетельствуют о том, что у самок нет цветовых предпочтений.
В природе цвет служит для привлечения женских особей. Если самцы одного цвета выглядят более привлекательными, другие должны исчезнуть. Но этого не происходит, а значит, каждый из вариантов окраски имеет свои преимущества. Малдер предполагает, что мухоловки выбирают самца того цвета, который реже встречается в данный момент (принцип исключительности) Место обитания также может иметь значение. Возможно, мужские особи одной окраски более заметны на ярко освещенных открытых пространствах, а другой – в тенистом лесу. Но яркий цвет может стоить птице жизни, поскольку делает ее заметной не только для самок, но и для хищников. По мнению Малдера, с этой точки зрения, самцы белого цвета более уязвимы. «Наши исследования показали, что белых птиц легче обнаружить, чем рыжих. Мы провели опыты, использую чучела птиц того и другого цвета. В первую очередь нападению хищников (мадагаскарских ястребов) подвергались белые. А что же самки? Они тоже предпочитают черно-белых партнеров? «Поскольку белые мухоловки чаще становятся жертвами хищников, логично было бы предположить, что мужские особи с таким оперением должны иметь больший успех у самок, чтобы компенсировать потери численности, - говорит Малдер. – Но данные, полученные в ходе исследований, свидетельствуют о том, что у самок нет цветовых предпочтений». В период гнездования самка откладывает в течение нескольких дней до трех яиц. И, хотя строить гнездо ей помогает один самец, спариваться она может с несколькими. Таким образом, у птенцов могут быть разные родители. Малдер и его коллеги провели анализ ДНК и определили отцовство более чем в 700 выводках. В половине проверенных гнезд были птенцы от разных отцов одной или обеих разновидностей. «Очевидно, что у самок нет устойчивых цветовых предпочтений», - делает вывод Малдер. В будущем он надеется выявить систему выбора самцов самками. Это, возможно, приоткроет тайну окраски мухоловок.