National Geographic №194, ноябрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Наука

Осьминоги под экстази: удивительный научный эксперимент

21 сентября 2018
/upload/iblock/e89/e899cd97dc2dc7ea8aa159f2aead7a37.jpg
Фото: Pixabay.com
/upload/iblock/504/504681deeb0be0f1062e8c6d2aba45d3.jpg
Фото: Edsinger & Dolen / Current Biology 2018
Осьминоги ведут одиночный замкнутый образ жизни. Ученые решили проверить, можно ли их заставить поменять свое поведение.
Несколько лет назад ученые секвенировали геном двупятнистого калифорнийского осьминога (лат. Octopus bimaculoides). Выяснилось, что у моллюска есть ген, аналогичный человеку – SLC6A4. У людей он вырабатывает внутриклеточный белок – транспортёр серотонина. Работает ли этот ген подобным образом у осьминога, оставалось неизвестным до настоящего времени.

Решив ответить на этот вопрос, американские биологи провели серию экспериментов. На первом этапе исследования взрослых самцов и самок осьминогов поочередно помещали в аквариум, где находился или другой представитель вида, или неодушевленный предмет. Разнополые особи осторожно начинали уделять друг другу внимание. Соседа или соседку своего пола они игнорировали – убедившись, что объект им не интересен, моллюски приступали к изучению игрушки или вообще не проявляли признаков активности.

На следующем этапе в воду был добавлен метилендиоксиметамфетаман (MDMA или экстази). Опытным путем была найдена безопасная для животных концентрация, и в «наркотической воде» моллюск проводил десять минут, впитывая ее через жабры. После этого его помещали на 20 минут в соленую воду, а затем – в условия первого эксперимента с другим осьминогом и неодушевленным предметом.

У человека, принявшего MDMA, резко меняется поведение – он становится более общительным и дружелюбным, может совершать неконтролируемые и необъяснимые действия. Это происходит вследствие выброса серотонина – нейромедиатора, влияющего на настроение. Реакция осьминогов на прием вещества оказалась схожа с человеческой: они стали уделять другим особям своего вида больше внимания, а также терлись о клетку и обнимали ее своими щупальцами.

Результаты исследования говорят о том, что регуляция настроения с помощью серотонина – древний эволюционный механизм, появившийся еще у беспозвоночных и до сих пор позволяющий самым разным живым существам общаться друг с другом. Узнайте, как кокаин влияет на европейских угрей.