Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Останки людей с вытянутыми черепами найдены в Кабардино-Балкарии

06 сентября 2016
/upload/iblock/3e7/3e7c50de6d92ec82607151793d335248.jpg
Фото: Яровицын Роман/Фотохроника ТАСС
В Баксанском районе Кабардино-Балкарии, неподалеку от села Заюково, находится древний некрополь, содержащий останки людей и тысячи уникальных артефактов. Недавние исследования позволили совершить новое открытие: ученые обнаружили черепа необычной формы.
Заюковский некрополь известен ученым еще в 20-х годов прошлого века. Специалисты отнесли его к памятникам кобанской культуры: археологической культуры на Кавказе в периоды бронзового (XIII/XII — IV вв. до н. э.) и железного веков (VII — III вв. до н. э.). В результате исследований, которые проводились на протяжении многих десятилетий, в районе села Заюково было найдено множество отдельных могильных комплексов с останками людей и тысячами артефактов, а также фрагменты древних катакомб, амфитеатра и других построек. Историческое место привлекает не только ученых, но и «черных» археологов. Именно они, по данным ТАСС, в 2011 году открыли четырехсотметровый участок, получивший название «Третий Заюковский могильник». Для борьбы с разграблением исторического наследия местность была взята под охрану государства. С 2014 года Государственный исторический музей ежегодно проводит здесь раскопки. Несмотря на то, что могильник был сильно опустошен, даже оставшиеся объекты позволяют получить новое представление о культуре и истории народов Северного Кавказа. Как рассказал председатель кабардино-балкарского отделения Русского географического общества, историк, писатель и исследователь Виктор Котляров, археологи нашли в Третьем Заюковском могильнике два черепа удлиненной формы. Один из них сохранился не очень хорошо, и его идентификация еще ведется. Степень сохранности другого черепа позволила установить, что он принадлежал 16-летней девушке. Захоронения относятся к III-IV вв. нашей эры и были сделаны кочевым племенем сарматы. Для этой народности было характерно сдавливать головы младенцев перевязанными веревкой дощечками, что приводило к деформации черепа. Точная причина этого варварского обычая неизвестна. Ученые рассматривают две версии: возможность отличать своих от чужих, а также своеобразные эстетические критерии. Виктор Котляров напоминает, что на территории Кабардино-Балкарии уже бывали найдены похожие вытянутые черепа – в основном, в верховьях Баксанского ущелья. Неподалеку от Заюково, в районе селения Кенделен, первые «длинноголовые» были обнаружены в 2014 году, но эти останки сохранились плохо. Открытое недавно захоронение дает ученым большую пищу для исследований. В черепа молодых людей были вставлены кости и другие предметы. По мнению Котлярова, это могло иметь "какой-то сакральный смысл": например, благодаря подобным манипуляциям с черепом человек должен был получить возможность «видеть и знать то, чего не знают соплеменники». Исследования продолжаются. Узнайте о «длинноголовых» мертвецах, найденных в Челябинской области.