Журнал №191, август 2019

Осязание: перезагрузка

Ив Конант
25 мая 2018
/upload/iblock/908/9089dac7975210b606b1503f5084b304.jpg
Этот модульный протез конечности был разработан в Лаборатории прикладной физики Университета Джона Хопкинса – там же, где создан и его «двойник» для Натана Коупленда.
Фото: Ребекка Хейл, NGM Staff
Человек, протез, десятки электродов – все это элементы революционного эксперимента, цель которого вернуть парализованному мужчине чувство осязания.
Ученым давно известно, что мозг не перестает чувствовать ампутированную или парализованную конечность. «Мозг не теряет способности делать то, что делал всегда, – объясняет специалист по биоинженерии Роберт Гонт. – Даже после травмы». Вот почему недавно с помощью ученых люди научились управлять протезами силой мысли. Гонт и его коллеги из Питтсбургского университета и действующего на его базе Медицинского центра не намерены останавливаться на достигнутом. Они экспериментируют с искусственными конечностями, чтобы те ощущались как реальные части тела. В эксперименте участвовал Натан Коупленд, который, еще подростком попав в автокатастрофу, остался практически полностью парализованным ниже груди. Ученые вживили крошечные сенсоры в двигательную зону его мозга, контролирующую спонтанную моторику конечностей, и в ту часть сенсорной зоны, которая обрабатывает ощущения в руке. Затем с помощью специальных программ протез «научили» обмениваться сигналами с этими сенсорами. Как сообщает журнал Science Translational Medicine, Коупленд, которому сейчас 30 лет, может почти всегда определить с завязанными глазами, которую из искусственных рук ему пожимают. Сам Коупленд рассказывает, что ощутил в пальцах тепло и покалывание, отчего почувствовал «счастье, свободу и надежду». По словам Гонта, современные технологии позволяют добиться того, чтобы потеря рук или ног не превращала человека в инвалида.