Наука

Осязание: перезагрузка

Ив Конант
25 мая 2018
/upload/iblock/908/9089dac7975210b606b1503f5084b304.jpg
Этот модульный протез конечности был разработан в Лаборатории прикладной физики Университета Джона Хопкинса – там же, где создан и его «двойник» для Натана Коупленда.
Фото: Ребекка Хейл, NGM Staff
Человек, протез, десятки электродов – все это элементы революционного эксперимента, цель которого вернуть парализованному мужчине чувство осязания.
Журнал №168, сентябрь 2017

Ученым давно известно, что мозг не перестает чувствовать ампутированную или парализованную конечность. «Мозг не теряет способности делать то, что делал всегда, – объясняет специалист по биоинженерии Роберт Гонт. – Даже после травмы». Вот почему недавно с помощью ученых люди научились управлять протезами силой мысли. Гонт и его коллеги из Питтсбургского университета и действующего на его базе Медицинского центра не намерены останавливаться на достигнутом. Они экспериментируют с искусственными конечностями, чтобы те ощущались как реальные части тела. В эксперименте участвовал Натан Коупленд, который, еще подростком попав в автокатастрофу, остался практически полностью парализованным ниже груди. Ученые вживили крошечные сенсоры в двигательную зону его мозга, контролирующую спонтанную моторику конечностей, и в ту часть сенсорной зоны, которая обрабатывает ощущения в руке. Затем с помощью специальных программ протез «научили» обмениваться сигналами с этими сенсорами. Как сообщает журнал Science Translational Medicine, Коупленд, которому сейчас 30 лет, может почти всегда определить с завязанными глазами, которую из искусственных рук ему пожимают. Сам Коупленд рассказывает, что ощутил в пальцах тепло и покалывание, отчего почувствовал «счастье, свободу и надежду». По словам Гонта, современные технологии позволяют добиться того, чтобы потеря рук или ног не превращала человека в инвалида.

Куда показывает стрелка? Оптическая иллюзия от японского математика