National Geographic №195, декабрь 2019

/upload/iblock/9cc/9cc15a5fa3d93f84124b69f9c8a6e3b8.jpg
Ренгтгеновский снимок.
Фото: Adrian Barnes/Flickr.com
/upload/iblock/6ff/6ff32a872f4340e2b37c1734f4fe26ab.jpg
Макака уничтожает банан, не зная, что в нем содержится калий-40.
Фото: Андрей Потапов
Слово «радиация» давно закрепилось в сознании многих людей как нечто чрезвычайно опасное, несущее хаос и разрушения: невидимая, не имеющая ни вкуса, ни запаха, и потому еще более пугающая. Учитывая, к каким последствиям может привести, например, авария на АЭС или взрыв атомной бомбы, с этим мнением сложно не согласиться – ведь высокая доза радиации действительно смертельно опасна.
В повседневной жизни мы постоянно с сталкиваемся с радиацией в малых дозах. И это, в общем-то, не вызывает ни у кого беспокойства и страха. Сканеры в аэропортах За последние несколько лет многие крупные аэропорты обзавелись сканерами для досмотра. От обычных металлодетекторных рамок они отличаются тем, что «создают» на экране полное изображение человека, используя технологию обратно-рассеянного излучения Backscatter X-ray. При этом лучи не проходят насквозь — они отражаются. В результате пассажир, проходящий досмотр, получает малую дозу рентгеновского излучения. В ходе сканирования разные по плотности предметы окрашиваются на экране в разные цвета. Например, металлические вещи отобразятся черным пятном. Есть и еще один вид сканера, в нем используются волны миллиметрового диапазона. Он представляет собой прозрачную капсулу с вращающимися антеннами. В отличие от металлодетекторных рамок такие устройства считаются более эффективными в поиске запрещенных к провозу вещей. Производители сканеров утверждают, что они абсолютно безопасны для здоровья пассажиров. Однако масштабных исследований на этот счет в мире до сих пор не проводилось. Поэтому мнения специалистов разделились: одни поддерживают производителей, другие полагают, что определенный вред подобные устройства все же наносят. Например, биохимик из Калифорнийского университета Дэвид Агард считает, что рентгеновский сканер все же вреден. По мнению ученого, человек, проходящий досмотр на этом устройстве, получает в 20 раз больше облучения, чем заявлено производителями. Кстати, в 2011 году занимавший на тот момент пост главного санитарного врача РФ Геннадий Онищенко выразил обеспокоенность использованием аэропортами подобных сканеров. По его мнению, из-за частых «обследований» у пассажира могут возникнуть проблемы со здоровьем. В год, уточнил глава Роспотребнадзора, можно проходить через сканер не более 20 раз. «Лучше раздеться перед милиционером», — заявил тогда глава Роспотребнадзора. Рентгеновский снимок Еще один источник так называемой «бытовой радиации» — рентгеновское обследование. Например, один снимок зуба выдает от 1 до 5 мкЗв (микрозиверт — единица измерения эффективной дозы ионизирующего излучения). А снимок грудной клетки — от 30?300 мкЗв. Смертельной считается доза радиации, равная примерно 1 зиверту. Кстати, по словам вышеупомянутого Геннадия Онищенко, 27 процентов всего излучения, которое человек получает в течение жизни, приходится именно на медицинские обследования.
/upload/iblock/dfa/dfac1c185d454264af88ac19aba3ad1b.jpg
Trace Meek/Flickr.com
Сигареты В 2008 году в мире активно заговорили о том, что помимо прочих «вредностей» в табаке содержится еще и токсический агент полоний-210. Если верить данным Всемирной организации здравоохранения, токсические свойства этого радиоактивного элемента гораздо выше, чем у любого известного цианида. По мнению руководства компании British American Tobacco, умеренно курящий человек (не более 1 пачки в день) получает лишь 1/5 часть суточной дозы изотопа. Бананы и другая еда Некоторые натуральные продукты содержат природный радиоактивный изотоп углерод-14, а также калий-40. К ним можно отнести картофель, бобы, семечки подсолнечника, орехи, а еще — бананы. Кстати, калий-40, если верить ученым, имеет самый большой период полураспада — более миллиарда лет. Еще один интересный момент: в «теле» среднего по величине банана каждую секунду происходит порядка 15 актов распада калия-40. В связи с этим в научном мире даже придумали шуточную величину под названием «банановый эквивалент». Так стали называть дозу облучения, сравнимую со съедением одного банана.
/upload/iblock/506/506e90891a8292bf2d27912dce51790a.jpg
Ralph Daily/Flickr.com Невзирая на содержание калия-40 в бананах, их по-прежнему можно есть спокойно. И даже делать из них десерты-шедевры!
Стоит отметить, что никакой опасности для здоровья человека бананы, несмотря на содержание калия-40, не несут. Кстати, ежегодно с пищей и водой человек получает дозу радиации в размере порядка 400 мкЗв. Авиапутешествия и космическая радиация Излучение из космоса частично задерживается атмосферой Земли. Чем дальше в небо, тем выше уровень радиации. Именно поэтому при путешествии на самолете человек получает немного повышенную дозу. В среднем она составляет 5 мкЗв за один час полета. При этом летать больше 72 часов в месяц специалисты не рекомендуют. Собственно, одним из главных источников является Земля. Излучение происходит за счет содержащихся в почве радиоактивных веществ, в частности, урана и тория. Средний радиационный фон составляет порядка 480 мкЗв в год. При этом в некоторых регионах, например, в индийском штате Керала, он значительно выше из-за внушительного содержания тория в грунте. А как же мобильники и WI-FI-маршрутизаторы? Вопреки распространенному мнению, от этих устройств не исходит «радиационной угрозы». Чего нельзя сказать о телевизорах с электронно-лучевой трубкой и таких же компьютерных мониторах (да, они до сих пор встречаются). Но и в этом случая доза излучения ничтожна. За год от такого устройства можно получить лишь до 10 мкЗв.
/upload/iblock/c53/c5342597a93abeabec34dc376dfa9298.jpg
Japanexperterna.se/Flickr.com Исходящая от смартфонов радиационная угроза – миф.
Доза радиации, получаемая человеком из естественных и «бытовых» источников, считается безопасной для организма. Специалисты полагают, что накапливаемое в течение жизни облучение не должно превышать 700 000 мкЗв. По мнению заведующего лабораторией радиационной фармакологии медицинского биофизического центра имени А. И. Бурназяна Льва Рождественского, за 70-летнюю жизнь человек получает в среднем до 20 рад (200 000 мкЗв).