National Geographic №195, декабрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Наука

От чего вымерли мамонты: новая версия

16 октября 2015
/upload/iblock/07a/07adb18c99f21954413ed31a43dc3694.jpg
Фото: Tim Evanson/Flickr.com
/upload/iblock/b95/b95e9a06b42a0587a1a9cef0b56da956.jpg
Фото: Benny(I am empty)/Flickr.com
/upload/iblock/bdb/bdb9ac76a2009fb21374b01c9543db89.jpg
Фото: Tydence Davis/Flickr.com
Американские ученые представили очередную версию исчезновения мамонтов. Согласно результатам новых исследований, угрозы со стороны человека заставляли животных быстрее взрослеть, и потому популяция не справилась с вызовом.
Палеонтологи из Университета штата Мичиган проводили анализ изотопов азота в бивнях, связав полученные показатели с возрастом отказа от материнского молока. Материалом для исследований были 15 бивней, а также волоски из шкур мамонтов в возрасте от 3 до 12 лет, живших от 40 до 10 тысяч лет назад. Специалисты собирали эту «коллекцию» на протяжении 20 лет. Изменение возраста отлучения от матери является косвенным признаком наличия проблем для популяций любых животных. Также известно, что с увеличением объема твердых продуктов, потребляемых млекопитающими, соотношение изотопов азота-15 к азоту-14 в организме уменьшается. Это было неоднократно доказано на примере других животных, но ни разу прежде не рассматривалось применительно к мамонтам. На основе исследования современных слонов биологи установили, что ранний отказ от кормления малыша бывает вызван угрозами со стороны охотников (то есть животным необходимо скорее взрослеть). Напротив, когда на протяжении долгого периода можно наблюдать увеличение периода лактации – это означает сложность с поиском для детенышей обычной пищи (чаще всего это случается из-за климатических изменений).
Структура бивня напоминает ствол дерева с его годовыми кольцами и позволяет достаточно точно определить момент перехода на твердую пищу. Результаты нового исследования показали, что за 30 тысяч лет средний возраст отлучения мамонтов от материнской груди снизился с восьми до пяти лет. Таким образом, как говорится в пресс-релизе университета, за последние века своего существования мамонты сталкивались с постоянным увеличением объемов охоты на них, однажды проиграв эту войну окончательно. Вопрос исчезновения мамонтов с лица нашей планеты занимает ученых на протяжении многих лет. Одной из наиболее интересных версий оказалось кровосмешение.