Журнал №190, июль 2019

Кто кусал птерозавров

Александр Храмов
11 января 2019
/upload/iblock/b43/b43666d01bc94dd09fe46b3a0c9fcfc0.jpg
Длина тела Saurophthirus – 12 миллиметров. Хотя его греческое название означает «ящерова вошь», заврофтриус был вымершим родичем блох, а не вшей.
Фото: Александр Расницын
Палеонтологи считают, что некоторых птерозавров донимали паразиты Saurophthirus.
Впервые остатки Saurophthirus были обнаружены в нижнемеловых озерных отложениях Забайкалья в 1976 году палеоэнтомологом Александром Пономаренко. А недавно ученые «наловили» два десятка блох в древних (125 миллионов лет) озерных осадках на северо-востоке Китая. Колюще-сосущий хоботок, отсутствие крыльев и полупрозрачное брюшко, растягивающееся при приеме обильной жидкой пищи, выдают в заврофтирусе именно кровососа. Но с такими длинными конечностями было бы неудобно пробираться сквозь густую шерсть или перья, так что едва ли о­н мог паразитировать на млекопитающих или пернатых динозаврах. Зато заврофтирус был идеально «сложен» для жизни на крыловой перепонке птерозавров: благодаря длинным конечностям с большими загнутыми коготками он мог легко балансировать на этой неустойчивой в полете поверхности. Возможно, заврофтирусы сопровождали хозяев-птерозавров не только в воздухе, но и в воде, куда те погружались в поисках рыбы. «Такой вывод напрашивается, исходя из строения трахейной (дыхательной) системы заврофтирусов», – поясняет Александр Расницын из Палеонтологического института РАН.