Палеонтология

Лесные пожары были обычным явлением в Антарктиде 75 млн лет назад

National Geographic Россия
27 октября 2021
001.jpg
Антарктида мелового периода в представлении художника
Фото: Maurilio Oliveira
Этот регион выглядел совсем не так, как сейчас.

В течение позднего мелового периода (от 100 до 66 миллионов лет назад), одного из самых теплых периодов на Земле, остров Джеймса Росса в Антарктиде был домом для умеренных лесов из хвойных деревьев, папоротников и цветущих растений, известных как покрытосеменные. Там же бродило множество динозавров.

Но этот регион не был раем: пожары полностью сожгли часть этих лесов, оставив после себя фрагменты древесного угля, которые удалось обнаружить ученым.

«Это открытие расширяет знания о возникновении пожаров растительности в меловом периоде, показывая, что такие эпизоды были более частыми, чем предполагалось ранее», — Флавиана Хорхе де Лима, ведущий автор исследования.

Эта находка является первым зарегистрированным свидетельством палеопожара на острове Джеймса Росса, который находится у оконечности Антарктического полуострова.

Открытие добавляет доказательства того, что спонтанные пожары были обычным явлением в Антарктиде в кампанскую эпоху (примерно от 84 до 72 миллионов лет назад). В 2015 году ученые впервые задокументировали свидетельства лесных пожаров эпохи динозавров в Западной Антарктиде.

Для новой работы международная группа ученых проанализировала окаменелости, собранные во время экспедиции 2015–2016 годов в северо-восточную часть острова Джеймса Росса. Эти окаменелости содержали фрагменты растений, похожие на остатки древесного угля, которые выветрились за последние десятки миллионов лет.

Фрагменты древесного угля оказались небольшими — самые крупные куски были не длиннее четырех сантиметров. Но изображения, полученные с помощью сканирующего электронного микроскопа, показали их идентичность. Эти окаменелости, вероятно, являются сожженными голосеменными из ботанического семейства хвойных деревьев под названием Araucariaceae.

Flaviana Jorge de Lima Фрагмент древнего древесного угля из Антарктиды в сравнении с монетой

По словам исследователей, интенсивные лесные пожары были частым и широко распространенным явлением в конце мелового периода, хотя большая часть свидетельств этих пожаров находится в Северном полушарии. В Южном полушарии до этого ученым удалось найти свидетельства пожаров на территориях нынешних Тасмании, Новой Зеландии и Аргентины.

В конце мелового периода суперконтинент Гондвана распадался, оставляя такие места, как Антарктида, более изолированными, чем раньше. Исследователи отметили, что в этом незамерзающем регионе было множество источников возгорания, в том числе от ударов молний, метеоритов и вулканической активности. Пожарам способствовала легковоспламеняющаяся растительность и высокий уровень кислорода.

«В Антарктиде была интенсивная вулканическая активность, вызванная тектоникой в ​​меловом периоде, о чем свидетельствует присутствие окаменелостей в пластах, связанных с пеплопадом. Вероятно, что вулканическая активность вызвала лесной пожар, породивший древесный уголь, о котором говорится в исследовании», — пишут авторы работы.

Как встретить Новый год в Великом Устюге и Вологде