National Geographic №195, декабрь 2019

15 января 2016
/upload/iblock/2a9/2a96c6ef03e188095db8ce6d7c0f23e8.jpg
Фото: Tydence Davis/Flickr.com
/upload/iblock/032/0320767e26eb631dc9def5765e1ad2b0.jpg
Голова мамонта в Музее мамонта в Якутске.
Фото: Андрей Журавлев
Останки мамонта Жени помогли российским палеонтологам выяснить, что люди проникли в Арктику 45 тысяч лет назад – на 10 тысяч лет раньше, чем предполагалось.
История находки мамонта Жени произошла еще в 2012 году на мысе Сопочная Карга (Таймыр). Десятилетний сын оленевода отправился на охоту и обнаружил мамонта, которого и назвали Женей в честь ребенка, принесшего ему славу. Вскоре на мыс прибыли палеонтологи. Предварительное изучение места находки показало, что мамонт жил около 38 тысяч лет назад. «Мамонт очень неплохо сохранился, — рассказал секретарь Комитета по изучению мамонтов и мамонтовой фауны РАН Алексей Тихонов. — Удалось извлечь основную часть мумии с ногами, черепом, нижней челюстью, правым ухом и глазницей, даже пенис. Длина тела — 2,9 метра, высота в крупе — 1,2 метра. Предварительный осмотр местонахождения показывает, что мамонт жил около 38 тысяч лет назад и умер, вероятно, в подростковом возрасте — 13−16 лет от роду».
Однако проведенный анализ содержания радиоактивного углерода-14 в тканях животного показал, что он жил около 45 тысяч лет назад. Ученые также выяснили, что погиб мамонт от увечий, нанесенных людьми: на его теле были обнаружены раны и и следы копий, а на костях – порезы. Новая информация, полученная в ходе более тщательного исследования, помогла палеонтологам сделать вывод, что 45 тысяч лет назад в Заполярной тундре уже жили люди. Ранее предполагалась, что проникновение человека на эту территорию произошло намного позже: около 35-30 тысяч лет назад. Результаты исследования были опубликованы в журнале Science. В 2007 году на Ямале был найден мамонтенок, получивший имя “Люба” в честь жены оленевода, который обнаружил доисторическое животное. Это наиболее хорошо сохранившийся мамонт из когда-либо найденных людьми.