Палеонтология

На Дальнем Востоке нашли останки гигантской белки-летяги

National Geographic Россия
29 июня 2020
Размах лап этого животного при планировании мог достигать полутора метров.

Группа палеонтологов под руководством Михаила Тиунова, ведущего научного сотрудника ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН, нашла в пещерах Дальнего Востока необычные зубы гигантской белки-летяги. После радиоуглеродного и морфологического анализов ученые выявили, что находки относятся к позднеплейстоценовому периоду (30–50 тыс. лет назад). Кроме того, оказалось, что зубы принадлежат новому для территории России виду гигантских летяг Petaurista tetyukhensis, сообщает пресс-служба Уральского федерального университета.

«Гигантские белки-летяги семейства Sciuridae в настоящее время распространены на территории Пакистана, Непала, Восточной Азии, Северного Индокитая и Юго-Восточной Азии. Ближайшее местонахождение современного представителя этого рода — остров Хонсю. Ископаемые Petaurista впервые появились в раннем плейстоцене в районах Чунцина и Аньхоя на юге Китая. Самая северная находка Petaurista из теплого периода среднего плейстоцена сделана в пещере Чжоукоудянь в Северном Китае. Для позднего плейстоцена основные находки этого рода были в Японии и в Китае», — соавтор исследования Дмитрий Гимранов.

Во время голоценового периода гигантские белки-летяги обитали на территории южных японских островов и острове Хайнань на юге Китая. Самая северная находка гигантской летяги из позднего плейстоцена была в Восточной Азии, но останки принадлежат к другому роду, который описан на территории Северного Китая. Поэтому находка палеонтологов на Дальнем Востоке — первая гигантская летяга из позднего плейстоцена на территории России.

Palaeoworld Карта расположения пещер и окружающих ландшафтов. 1 — Тетюхинская пещера; А — окружающий ландшафт; B — вход в пещеру. 2 — Сухая пещера; С — окружающий ландшафт; D — вход в пещеру.

По мнению ученых, белки-летяги могли мигрировать и скрываться небольшими популяциями в лесных убежищах российского Дальнего Востока вследствие глобального изменения климата. Высокое разнообразие среды обитания в регионе стало основной причиной, повлиявшей на видообразование гигантских белок-летяг в Юго-Восточной Азии. По сути, быстрому распространению этого вида в регионе способствовали климатические условия.

«Согласно исследованиям Кавамура, в теплые периоды среднего плейстоцена гигантские белки-летяги продвигались далеко на север. Вероятно, одна из популяций сохранилась в межгорных бассейнах тихоокеанского побережья до позднего плейстоцена. Тогда таежные леса были доминирующим типом растительности, который обеспечивал среду обитания для гигантских летяг», — Дмитрий Гимранов.

По словам исследователя, в позднем плейстоцене это была самая северная популяция гигантских летяг, и условия их обитания, вероятно, были близки к среде обитания современной китайской гигантской летяги. Этот вид занимает еловые леса на высоте около трех тысяч метров над уровнем моря в западном Китае. Питается в основном молодыми побегами и листьями, а также кедровыми орехами.

Фрагмент верхней челюсти Petaurista tetyukhensis
Фото: Palaeoworld
Верхние и нижние щечные зубы Petaurista tetyukhensis
Фото: Palaeoworld

Несмотря на большой объем исследований позднеплейстоценовой фауны северо-восточного Китая, ученые до сих пор не зарегистрировали там Petaurista tetyukhensis. Поэтому исследователи полагают, что сихотэ-алинская территория не только позволила выжить некоторым видам млекопитающих, которые к тому времени вымерли на других территориях, но и стала местом их видообразования.

Палеонтологические раскопки в Тетюхинской и Сухой пещерах ученые проводили с 2012 по 2016 годы. За это время они нашли фрагмент верхней челюсти с двумя зубами и пять изолированных зубов.

«Накопление костных остатков в этих пещерах произошло в результате жизнедеятельности хищных животных, которые использовали пещеры в качестве жилища или временного укрытия. Там же нашли зуб гималайского медведя, сходного по сохранности с зубами tetyukhensis», — отмечает Гимранов.

Сейчас материалы хранятся в фондах Федерального научного центра биоразнообразия Дальневосточного отделения РАН.

Узнайте, зачем коалы обнимают деревья.