Палеонтология

На Мадагаскаре нашли кости странного «зубастого тукана», жившего рядом с динозаврами

National Geographic Россия
27 ноября 2020
Falcatakely forsterae
Окаменелость, на которую долгое время не обращали внимания, преподнесла ученым немало сюрпризов.

В 2010 году на северо-западе Мадагаскара были найдены несколько окаменелостей, одна из которых долгое время не вызывала особого интереса исследователей. Лишь семь лет спустя ученые поняли, что перед ними находится уникальный образец — находка, которая переворачивает с ног на голову то, что известно об анатомии мезозойских (от 250 до 65 миллионов лет назад) птиц.

Когда палеонтологи приступили к работе, они обнаружили, что запечатанные в камень череп и клюв слишком хрупкие, чтобы их можно было извлечь для исследования. Поэтому команда использовала визуализацию с высоким разрешением и цифровое моделирование, чтобы «виртуально препарировать» кости.

Затем они использовали 3D-принтеры, чтобы восстановить череп и сравнить его с другими известными видами. По словам Дэниела Филда из отделения наук о Земле Кембриджского университета, они обнаружили едва ли не до умиления невероятное животное.

Patrick O'Connor Ископаемый череп Falcatakely forsterae

Птица получила название Falcatakely forsterae. Череп животного длиной 8,5 сантиметров завершался высоким косообразным клювом, напоминающим клюв тукана — подобное никогда раньше не встречалось в летописи окаменелостей.

«Птицы в мезозойскую эру имели относительно неспециализированные головы. Фалькатакли полностью изменил правила, задокументировав длинный высокий клюв, не похожий ни на что известное в мезозое», — Патрик О'Коннор, ведущий автор исследования.

Фалькатакели принадлежит к энанциорнисам — вымершей группе птиц, представители которой известны в основном по азиатским находкам мелового периода.

«Энанциорнисы были первой большой и разнообразной группой ранних птиц. Они жили вместе с их нептичьими родственниками, такими как велоцираптор и тираннозавр. В отличие от первых птиц, таких как археоптерикс, для которых были характерны длинные хвосты и примитивные черты черепа, энанциорнисы выглядели относительно современно», — отмечает соавтор исследования Алан Тёрнер.

Череп, описанный в исследовании, преподнес и другие сюрпризы. Хотя у F. forsterae была голова, довольно знакомая нам по таким современным птицам, как туканы (Ramphastidae) и птицы-носороги (Bucerotidae), кости, составляющие его череп, мало похожи на органы этих современных существ.

«Несмотря на общую форму головы, схожую с современными птицами, такими как туканы, основной скелет гораздо больше похож на нептичьих динозавров-теропод, таких как дейноних и велоцираптор», — говорит О’Коннор.

Falcatakely forsterae
Mark Witton Falcatakely forsterae в представлении художника

Следующим сюрпризом для ученых стал единственный сохранившийся зуб на конце клюва окаменелости. Ученые уверены, что он был одним из многих зубов в клюве птицы.

«Эти особенности придают черепу фалькатакели почти комический профиль — представьте себе существо, напоминающее крошечного зубастого тукана», — Дэниел Филд.

Он добавил, что ни у одного из примерно 200 видов птиц, известных с того периода, «череп не напоминал бы что-нибудь вроде фалькатакели».

О’Коннор отмечает, что это открытие говорит об огромных пробелах, которые остаются в наших знаниях о птицах, которые жили вместе с динозаврами.

«Существует период, превышающий 50 миллионов лет, когда мы почти ничего не знаем об истории эволюции птиц», — говорит О’Коннор.

Поскольку раскопки на северо-западе Мадагаскара, где был найден F. forsterae продолжаются, исследователи рассчитывают, что новые окаменелости дадут еще больше информации о птицах мезозойской эры.

Узнайте, почему вымерли мегалодоны.