Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Палеонтология

Насколько огромным был мегалодон: новое исследование

National Geographic Россия
04 сентября 2020
_----.jpg
Акулу, вымершую около 2,6 млн лет назад, вновь увеличили в размерах.

Мегалодон (Carcharocles megalodon) считается одним из крупнейших морских хищников за всю историю планеты, однако споры о его размерах ведутся уже сотню лет. Причина в том, что мегалодон был древней акулой из класса хрящевых рыб, останки которых очень плохо каменеют и практически не сохраняются. По сути, все, что могут показать исследователи — это огромные зубы зловещего хищника.

Первая попытка реконструкции челюсти мегалодона была предпринята профессором Бэшфордом Дином в 1909 году. Размеры получившейся конструкции поразили ученого, и он объявил миру, что хищник был сопоставим с парой трамвайных вагонов, достигая 30 метров в длину. Позднее оценки Дина опровергли, указав, что ученый неправильно реконструировал челюсть из-за недостаточных знаний о числе и расположении зубов рыбы.

Исследователи, начиная с 70-х годов прошлого века по начало ХХI века, использовали разные методологии, но, озвучивали довольно похожие цифры. Мегалодон, по их расчетам, достигал длины от 13 до 18 метров. Однако последнее крупное исследование на эту тему, опубликованное в 2015 году, несколько уменьшило древнюю акулу — до 10 метров в среднем, и 15 метров, максимум.

Размеры спинного плавника мегалодона в сравнении с человеком
Фото: Oliver E. Demuth
_--------.jpg
Мегалодон
Фото: Oliver E. Demuth

Предыдущие исследования, в основном, экстраполировали размер хищника на основе пропорций зубов, используя большую белую акулу (Carcharodon carcharias) в качестве ориентира. Однако в новом исследовании ученых из Бристоля и Суонси указывается, что большая белая акула не была ближайшим из ныне живущих родственников мегалодона.

Авторы новой работы сравнивали мегалодона не только с большой белой, но и с короткоперой и длинноперыми акулами-мако (Isurus oxyrinchus и Isurus paucus), сельдевой акулой (Lamna nasus), а также с тихоокеанской акулой (Lamna ditropis).

Команда обнаружила, что детеныши всех этих видов не меняли пропорций по мере роста. Это говорит о том, что мегалодон, вероятно, тоже этого не сделал, что упрощает экстраполяцию его размера.

«Это означает, что мы могли бы просто взять кривые роста пяти современных форм и спроектировать общую форму по мере того, как они становятся все больше и больше — вплоть до длины тела 16 метров», — Джек Купер, ведущий автор исследования.

Используя эту технику, исследователи пришли к выводу, что мегалодон, достигавший 16 метров, имел голову длиной около 4,65 м, спинной плавник высотой 1,62 м и хвост длиной 3,85 м.

Исследователи также отметили, что общая форма тела животного более коренастая, чем обычно считалось.

Почитайте о новом исследовании по взвешиванию динозавров.