Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Палеонтология

Найденные в Якутии останки могут изменить представление об эволюции

National Geographic Россия
25 августа 2015
/upload/iblock/be3/be308fccf78d555d045e1e9a49613aa3.jpg
Члены международной экспедиции обнаружили минеральные останки древнейших позвоночных животных возрастом более 500 миллионов лет.
/upload/iblock/319/31995db59e77a5c39b1a00ca5df9551c.jpg
Останки относятся к периоду между докембрийской и кембрийской эрами. Внешне эти окаменелости напоминают фрагменты раковин улиток.
/upload/iblock/de8/de8b4e0a7492a352590748bec172eb0a.jpg
Участники экспедиции Мао Ян Жу и Андрей Журавлев показывают найденные останки.
Фото: Саргылана Яковлева
Экспедиция в Усть-Майский район в Якутии увенчалась сенсационной находкой. Обнаруженные вблизи того места, где река Мая сливается с Юдомой, останки относятся к периоду между докембрийской и кембрийской эрами. Внешне эти окаменелости напоминают фрагменты раковин улиток. «Во время конца докембрийского интервала и в начале кембрийского, Якутия и вся Сибирь составляла отдельный континент, который находился примерно в экваториальной зоне, - поясняет участник экспедиции Андрей Юрьевич Журавлев, доктор биологических наук и научный редактор «National Geographic Россия». - Здесь были мелководные карбонатные моря, глубоководные бассейны. Видимо, эта географическая и климатическая ситуация позволила именно здесь появиться этим скелетным минеральным организмам».
Есть большая вероятность, что в последующем это открытие прольет свет на эволюцию позвоночных. «Если это действительно древнейшие окаменелости в мире, то эти образцы — сокровища планетарного масштаба. Они очень ценны для науки и смогут изменить наше представление об эволюции животных на земле», — рассказывает профессор Мао Ян Жу, участник экспедиции и член Китайской академии наук из Нанкинского института геологии и палеонтологии. Дальнейшая работа будет проходить в МГУ, Эдинбургском университете и Нанкинском институте палеонтологии Китайской академии наук. Функции каждого института будут четко разделены. Продолжение исследований зависит от финансирования. Останки животных кембрийского периода сохранились только в Китае, Канаде и России. Прочитайте также о шерстистых носорогах, чьи черепа попадаются на всей территории России.