Спецпроект «Россия без мусора»
Палеонтология

Неандертальцы действительно хоронили своих мертвецов: новое доказательство

10 декабря 2020
_--.jpg
Фото: Emmanuel Roudier
В последние годы ученые подвергали сомнению эту идею.

В 1970-х годах на археологическом участке Ла Феррасси на юго-западе Франции были найдены останки нескольких неандертальцев возрастом около 41 000 лет, в том числе ребенка, который был обозначен как La Ferrassie 8.

Когда древние останки были впервые обнаружены, большая часть научного сообщества сошлась во мнении, что скелеты представляют собой преднамеренные захоронения. Тем не менее, в современной археологии возникают сомнения по поводу вопроса о том, действительно ли неандертальцы закапывали в землю своих мертвецов.

Частично эти вопросы связаны с устаревшими археологическими методами, которые археологи использовали с начала ХХ века. Поэтому группа из Национального центра научных исследований (CNRS) и Национального музея естественной истории Франции провела тщательную переоценку древних останков La Ferrassie 8, которые хранятся в музее почти 50 лет.

«Обнаружение и контекст этого скелета считаются плохо задокументированными, но на самом деле этот недостаток связан с отсутствием необходимой обработки информации и материалов из Ла Феррасси, относящихся к предпоследней фазе раскопок (1968–1973). Огромное количество данных осталось неоцененным до нашего текущего исследования», — пишут авторы работы.

В новой работе исследователи рассмотрели записные книжки и полевые дневники, использованные первоначальной командой раскопок, и проанализировали кости La Ferrassie 8. Они также провели новые раскопки и анализы в пещере Ла-Феррасси.

Wikimedia Commons Раскопки в Ла-Феррасси

Результаты их междисциплинарного подхода предполагают, что, несмотря на нестандартный характер предыдущих исследований предполагаемого захоронения La Ferrassie 8, прежние выводы были правильными: ребенок был захоронен специально.

«Комбинированные антропологические, пространственные, геохронологические, тафономические и биомолекулярные данные, которые мы анализировали, позволяют предположить, что захоронение является наиболее вероятным объяснением LF8.

Наши результаты показывают, что LF8 расположен в более старом (и археологически стерильном) осадочном слое. Мы предполагаем, что неандертальцы намеренно вырыли яму в стерильных отложениях, куда и поместили ребенка», — заключают авторы статьи.

_---.jpeg
Antoine Balzeau Изучение материалов раскопок 1970-х гг

Команда отметила, что на останках не было обнаружено следов укусов животных, что может служить еще одним доказательством преднамеренного захоронения. Особенно по сравнению с выветрившимся состоянием различных останков животных, найденных поблизости.

Это не первое исследование за последнее время, в котором приводятся новые доказательства того, что неандертальцы хоронили своих мертвецов. По оценкам французской команды, в дальнейшем таких доказательств может быть еще больше, поскольку новые научные подходы и методы теперь активно применяются к уже изученным останкам неандертальцев.

Почитайте о том, как древние эквадорцы похоронили младенцев, надев на них черепа других детей.

В Италии нашли зуб одного из последних европейских неандертальцев