Палеонтология

Очень чувствительный хвост маленького динозавра

Джон Пикрелл
08 ноября 2021
JuravenatorRender_1AltLight.jpg
Juravenator starki
Фото: Джейк Баардс
Единственная окаменелость маленького динозавра Juravenator starki была найдена в Германии. Отлично сохранился скелет и немного – мягкие ткани. Благодаря находке ученые выяснили, что этот и, возможно, другие динозавры имели органы осязания на чешуе, которая покрывала их тела.

Промышляя в лагунах на территории современной Европы, этот динозавр размером с курицу использовал чувствительные чешуйки на хвосте, чтобы охотиться на рыбу. Единственную окаменелость динозавра вида Juravenator starki нашли еще 15 лет назад, но недавнее исследование заставит взглянуть на находку по-новому. Внимание палеонтологов привлек специфический рисунок чешуек кожи на хвосте. Специалисты долгое время полагали, что чешуя нужна динозаврам только для защитны, однако, по словам палеонтолога и автора исследования Фила Белла, «чешуйки – это органы, которые выполняют множество функций».

Когда Фил и его соавтор Кристоф Хендрикс впервые увидели концентрические кольца на чешуйках с нижней стороны хвоста, они решили, что необычный рисунок – результат плохой сохраненности. Но дальнейший осмотр показал, что рисунок похож на чешую современных крокодилов, которые, как утверждает Фил, уникальны: «Строение крокодиловой чешуи полностью повторяет строение чешуи Juravenator».

National Geographic Россия №214, ноябрь 2021

Подробнее об этом номере

Статья полностью доступна подписчикам онлайн-версии журнала. Оформляя подписку, вы получаете доступ к эксклюзивному контенту из журнала на сайте, а также PDF-версию выпуска.