National Geographic №195, декабрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Палеонтология

Окаменелый зародыш найден внутри доисторической рептилии

Николай Кулапов
15 февраля 2017
/upload/iblock/fe7/fe759c4200f5200fb9bff094e396632a.jpg
Фото: Jun Liu, Chris L. Organ, Michael J. Benton, Matthew C. Brandley & Jonathan C. Aitchison
Дальние родственники крокодилов были живородящими – к такому выводу пришли палеонтологи, изучив останки диноцефалозавра.
К архозаврообразным относят вымерших динозавров, а также ныне здравствующих крокодилов и птиц. 245 млн лет назад на территории современного Китая жили представители этой систематической группы – водоплавающие диноцефалозавры.

Ископаемые останки самки этого животного были найдены в 2008 году на юге Китая, в провинции Юньнань. Изучив их, палеонтологи сделали неожиданное открытие: эти доисторические рептилии (в отличие от большинства своих современников) были живородящими.

DINO.jpg
Рисунок: Dinghua Yang

Внутри останков исследователи обнаружили окаменелый зародыш, принадлежавший к тому же виду, что и взрослая особь – Dinocephalosaurus. При этом ученые уверены, что он рос в материнской утробе, а не был попросту съеден. Положение эмбриона доказывает это: его голова обращена в ту же сторону, что и материнская. Если бы он оказался добычей, то располагался бы в пищеварительном тракте ровно наоборот.

Открытие палеонтолога Цзюн Лью (Jun Liu) и его коллег заставляет допустить, что живородящие рептилии существовали уже в середине Триасового периода, то есть на 50 млн лет раньше, чем было принято считать до сих пор.

Команда Цзюна Лью также считает, что пол потомства у диноцефалозавров определяли родительские хромосомы (как и у современных млекопитающих), а не температура окружающей среды (как у крокодилов).

Диноцефалозавры достигали 3-4 метров в длину, причем на шею приходилась треть от общей длины туловища. С такими пропорциями они едва ли чувствовали себя на суше достаточно уверенно, чтобы оставлять кладки яиц на берегу (как современные черепахи).