Журнал №192, сентябрь 2019

Первые люди появились в Северной Америке 16 тысяч лет назад

30 августа 2019
Стоянка Куперс Ферри
Фото: Oregon State University
Они добрались до континента морем.

Ученые более 20 лет вели археологические работы на стоянке Куперс Ферри в штате Айдахо на северо-западе США. За время раскопок они нашли 189 каменных орудий, фрагменты костей и остатки сожженного угля. С помощью радиоуглеродного анализа исследователи определили, что древнейшие кости оказались в поселении 15,28-16,56 тысяч лет назад.

Вместе с этим ученые выяснили, что первые люди, которые жили на континенте, не пришли по сухопутному мосту из Сибири. Первоначальная миграция человека в Америку произошла по тихоокеанскому прибрежному маршруту.

Первые переселенцы шли по западному берегу континента, вдоль Тихого океана, так как большую часть современной Канады покрывал ледниковый щит. Ледник отступил от побережья около 17 тысяч лет назад.

До позднего верхнего палеолита люди обосновались на каждом континенте планеты, кроме Северной и Южной Америки. Гигантское и непреодолимое препятствие, известное как Кордильерский ледяной щит, блокировало въезд из Сибири на Аляску, предотвращая миграцию людей в Новый Свет.

Но так как последний великий ледниковый период закончился, этот колоссальный барьер исчез. Около 14 800 лет назад Кордильерский ледяной щит отделялся от соседнего Лаврентидного ледяного щита, создавая свободный ото льда коридор, который простирался от Берингии до нынешней Дакоты. Это изменение окружающей среды заставило археологов предположить, что самые ранние мигранты прибыли в Северную Америку, пройдя через этот коридор, что, как ни странно, называется гипотезой о свободном ото льда коридоре.