Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Палеонтология

Предки современных крокодилов подражали китам, чтобы доминировать в морской среде

Михаил Сысоев
23 апреля 2020
_-.jpg
Художественное представление о метриоргинхиде, вымершем родственнике крокодила, который жил от средней юры до раннего мела (168-125 млн лет назад). На картинке представлены формы внутреннего уха от земного (слева) через полуводное (посередине) к пелагическому (справа).
Фото: Bryan Christie Design
К такому выводу пришли, изучив внутреннее ухо древней рептилии.

Исследование ученых из Университета Эдинбурга показало, что Тhalattosuchia — вымершие предки современных крокодилов — превратились из сухопутного существа в быстро плавающего хищника около 170 миллионов лет назад. Окаменелости Thalattosuchia свидетельствуют, что их анатомия имитировала китов и дельфинов, у которых были плавники и хвосты.

Тhalattosuchia был древним видом рептилий, живущим в мировых океанах более 150 миллионов лет назад, однако ранее эти животные обитали на суше. Их переход в водную среду протекал гораздо медленнее, чем у многих других существ, таких как киты.

Эти морские хищники обзавелись конечностями, похожими на плавники, обтекаемой формой тела и мощным хвостом, позволявшим развивать большую скорость при плавании. Исследователи также обнаружили, что примерно 170 млн лет назад у них изменилось строение внутреннего уха. Для этого команде палеонтологов пришлось изучить данные компьютерной томографии черепов 18 вымерших видов рептилий и 14 современных родственников Тhalattosuchia.

«Органы чувств, такие как внутреннее ухо, являются ключом к пониманию того, как жили древние животные. Мы обнаружили, что родственники морских крокодилов имели уникальную форму внутреннего уха, похожую на других живущих в воде рептилий и современных китов», — Джулия Шваб, ведущий автор исследования.

Изменения в вестибулярной системе начали происходить во время начальной полуводной фазы, когда эти предки крокодилов еще выходили на сушу и не жили полностью в воде. Внутреннее ухо состоит из трех петель полукруглых каналов. Исследователи обнаружили, что каналы Тhalattosuchia стали толще, но при этом короче. Такая форма притупила чувствительность их сенсорной системы и сделала её похожей на таковую у дельфинов и китов.

Julia Schwab
_-.jpg
Julia Schwab

Утолщенная форма лучше подходит для поддержания равновесия в воде, тогда как тонкая форма необходима для жизни на суше и способствует более развитому чувству равновесия, чтобы, например, карабкаться по горам и преодолевать препятствия.

По словам ученых, адаптация происходила в ответ на погружение Тhalattosuchia в водную среду, а не появилась на суше, вынудив этих существ стать морскими животными.

«Древние водные крокодилы получили необычное внутреннее ухо после модификации своих скелетов, позволившей им лучше плавать. У китов произошло то же самое, но уже вскоре после того, как они переселились в воду. Похоже, что крокодилы и киты прошли похожие, но все же разные эволюционные пути от суши к воде», — заключает соавтор исследования Стив Брусатте.

Узнайте, почему капли дождя не убивают комаров.

У нас есть классный канал в Телеграме – подписывайтесь!