Экомарафон «#ЯБерегуПланету»
Палеонтология

У моря обнаружились древнейшие следы млекопитающих

National Geographic Россия
15 мая 2021
0003.jpg
Спустя всего семь миллионов лет после исчезновения динозавров.

Ученые обнаружили самые ранние из известных свидетельств обитания млекопитающих на берегу моря, в бывшей водяной лагуне формации Ханна в Вайоминге. Согласно анализу американских исследователей, следы двух видов млекопитающих – одного идентифицированного, а другого нет – были оставлены 58 миллионов лет назад.

Идентифицированный вид млекопитающих – корифодон (Coryphodontidae). Это примитивное копытное животное размером с бурого медведя – одно из самых крупных известных млекопитающих своего времени.

Корифодона можно сравнить с современным бегемотом. Этот зверь был крепко сбит и посажен на приземистых ногах – они поддерживали тяжелое туловище, но не позволяли быстро бегать, так что корифодоны были довольно медлительными существами.

0002.jpg
Anton Wroblewski Ученые полагают, что следы принадлежат корифодону, не только исходя из их размеров и формы, но и исходя из разбросанности отпечатков по поверхности, которая соответствует стилю ходьбы этого животного

Возраст следов был определен с помощью окаменелых растений и пыльцы и составил 58 миллионов лет.  Полученные данные предполагают, что млекопитающие начали жить возле воды и бродить по мелководью, по крайней мере, на 9,4 миллиона лет раньше, чем считалось до этого. Получается, это  произошло в эпоху позднего палеоцена (66-56 миллионов лет назад), а не в эоценовую эпоху (56-33,9 миллиона лет назад).

Следы были обнаружены в сентябре 2019 года доктором Антоном Вроблевски из Университета Юты и автором этого нового исследования. Отпечатки покрывали слои отложений и были оставлены на поверхности древних приливных отмелей.

0002.png

Антон Вроблевски

ведущий автор исследования

«Палеонтологи работали в этой области в течение 30 лет, но они искали кости, окаменелости листьев и пыльцу, поэтому не заметили следов. Когда я нашел их, день близился к вечеру, и заходящее солнце падало на них под правильным углом, так что они стали видны на наклонных плитах песчаника. Сначала я не мог поверить в то, что вижу – я годами ходил мимо этого обнажения, не замечая следов»

Сегодня скалы формации Ханна на юге центральной части штата Вайоминг находятся в сотнях километров от ближайшего океана. Но около 58 миллионов лет назад Вайоминг был прямо у воды, рядом с тем, что иногда называют морем Пушечного ядра (Cannonball Sea) и большие бегемотоподобные млекопитающие бродили по прибрежным лагунам.

Море Пушечного ядра было частью Западного внутреннего морского пути – неглубокого участка воды, протянувшегося от Мексиканского залива до Северного Ледовитого океана и разделявшего Северную Америку на два острова-континента – Ларамидию и Аппалачи.

0004.png
Joshua Slattery Так выглядела Северная Америка в эпоху палеоцена (66-56 миллионов лет назад). В позднем меловом периоде (99,6—66 млн лет назад) перешейка между Ларамидией и Аппалачами не существовало

Сохранившиеся в песчанике следы простираются более чем на километр. Они были сделаны двумя разными животными. Один набор состоял из относительно больших пятипалых следов, сравнимых с размером лапы современного бурого медведя, в то время как другой набор отпечатков представлял собой четырехпалые следы среднего размера.

Как мы и говорили выше, авторы считают, что пятипалые отпечатки были сделаны корифодоном Coryphodon proterus, но нельзя исключать, что они принадлежат другим пантодонтам – Titanoides primaevus или Barylambda faberi. С четырехпалыми следами все гораздо менее определенно.

0003.png
Anton Wroblewski Ученые почти уверены, что пятипалые следы принадлежат Coryphodon proterus (А), но не могут исключать Titanoides primaevus (В) и Barylambda faberi (С)

Отпечатки с четырьмя пальцами не совпадают со скелетами млекопитающих, известных с позднего палеоцена, но показывают сходство с парнокопытными и тапироидами. Однако их существование в эпоху палеоцена до сих пор не доказано.

По словам Вроблевски, следы формации Ханна – это первые отпечатки палеоценовых млекопитающих, найденные в США, и только четвертые в мире. Два набора ранее были обнаружены в Канаде, а еще один – на Шпицбергене.

«В скалах еще много важной информации, и мы ждем, пока кто-нибудь ее заметит при подходящем освещении!», – говорит Вроблевски.

8 нетуристических мест заповедной Сибири