Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Палеонтология

В Арктике найдены останки гигантских пернатых вегетарианцев

15 февраля 2016
/upload/iblock/d6f/d6fe93c26a0297f63a976c363a59ad9b.jpg
Гасторнис.
Фото: Marlin Peterson/Eurekalert.org
/upload/iblock/cbc/cbcf451298a9d545d30e390b05a968f8.jpg
Пресбиорнис.
Фото: Smokeybjb/Wikipedia
На канадском острове Элсмир были найдены ископаемые останки двух видов древних птиц: предка современных гусей, а также трехметрового гиганта гасторниса.
Находка была сделана еще в 70-х годах XX века, но ее изучением палеонтологи занялись лишь недавно. В распоряжении ученых попало только несколько костей, но по характерным признакам ученые опознали в них гасторнисов (Gastornis) и пресбиорнисов (Presbyornis). Гасторнисы - род вымерших крупных нелетающих птиц, существовавший в позднем палеоцене и эоцене 56—41 млн лет назад. В зависимости от вида, эти птицы достигали в высоту 2-3 метров и имели вес 100 кг. Они не могли летать, однако умели хорошо бегать. Гасторнисы обладали большим клювом, способным ломать кости. Ранее наука относила их к хищникам или падальщикам, но впоследствии было установлено, что гасторнис потреблял растительную пищу, а мощным клювом выкапывал коренья. Вторые из найденных останков принадлежат пресбиорнисам – вымершему роду гусеобразных птиц. Пресбиорнисы имели небольшие размеры и жили колониями вблизи мелководных озер. Их широкие и плоские клювы использовались для фильтрования воды и питания растениями и мелкими животными примерно так, как это делают современные речные утки. Обе птицы были известны ученым и ранее: их останки неоднократно находили в Европе и Северной Америке. Но никогда прежде эти птицы не «забирались» так далеко на север. Миллионы лет назад климат в арктических широтах не был суровым, и они вполне могли выживать в этих условиях. Однако пока остается непонятным, как гасторнис и пресбиорнис приспосабливались к полярной ночи и долгому световому дню. Возможно, они мигрировали, но это ученым еще предстоит установить. Прочтите про другую гигантскую ископаемую птицу.