Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Палеонтология

В Самарской области нашли череп ветлугазавра рекордной сохранности

Самарский политех
24 августа 2018
/upload/iblock/1bb/1bb9d8a30ae10d20d820546ff80ee6c7.jpg
Фото: Палеонтологический музей имени Ю.А.Орлова
«Эта новость стала для нас полной неожиданностью», – признаются геологи.
Открытие сделали сотрудники кафедры «Геология и геофизика» Самарского политехнического университета в ходе июньской научной экспедиции по мониторингу флоры тирасовых и юрских отложений на юго-востоке Самарской области.

Обнаруженный в ходе раскопок череп поначалу выглядел куском породы с торчащими из него костями – увидеть в нем что-то ценное было проблематично.
/upload/iblock/4e4/4e4160467debbe92520b91ec5ad9e209.jpg
Палеонтологический музей имени Ю.А.Орлова

Самое интересное началось в процессе изучения. Череп был препарирован со стороны нёба, после чего стали хорошо видны зубы и внутренние носовые отверстия – хоаны.

Детальная оценка находки, проведенная специалистами ведущего российского палеонтологического института РАН, показала, что самарцам удалось найти самый полный череп ветлугазавра в мире. «Эта новость стала для нас полной неожиданностью», – призналась Алена Морова, старший преподаватель кафедры «Геология и геофизика» самарского Политеха.

Ветлугазаврами называют земноводных хищников, обитавших на территории современных России и Гренландии во времена раннего триасового периода. Внешне они были схожи с крокодилами, но уступали им в размерах: длина среднего ветлугазавра составляла около метра.
ветлуга.jpg
Примерно так выглядели ветлугазавры во времена раннего триаса. Иллюстрация: Nobu Tamura/Wikimedia Commons

В ходе экспедиции геологи также обнаружили остатки скелета лабиринтодонта.

Экспедиция прошла при поддержке и участии Палеонтологического института РАН, Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина, Самарского палеонтологического общества, Тольяттинского краеведческого музея, Института экологии Волжского бассейна РАН.