Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Палеонтология

В Таиланде нашли останки гигантского динозавра с «акульими зубами»

11 октября 2019
Siamraptor suwati
Реконструкция головы Siamraptor suwati
Фото: Chokchaloemwong et al
Siamraptor suwati
Реконструкция тела Siamraptor suwati
Фото: Chokchaloemwong et al
Древнее ископаемое стало одним из важнейших открытий Таиланда в изучении динозавров.

За десятки миллионов лет до появления гигантских тираннозавров, таких как Tyrannosaurus rex, на земле царила другая группа хищных динозавров – аллозавроиды. Среди этих гигантов были так называемые кархародонтозавры, которые являлись главными хищниками на протяжении большей части мелового периода.

Впервые свидетельства об этих животных были обнаружены в 1914 году в Сахаре, когда экспедиция, финансируемая немецким палеонтологом Эрнстом Стромером, обнаружила зубы динозавра с серрейторной кромкой, напомнившей учёному акулий зуб. В 1931 году Стромер назвал динозавра Carcharodontosaurus saharicus — это была отсылка к латинскому названию белой акулы (Carcharodon carcharias).

«Только с уменьшением количества кархародонтозавров маленькие тираннозавры выросли и стали доминирующими хищниками», — Стив Брусатте, палеонтолог Эдинбургского университета.

В последующие десятилетия было обнаружено немало родственников динозавра с акульими зубами, но до недавнего времени в Юго-Восточной Азии их следов не находили. Это удалось сделать международной команде Japan-Thailand Dinosaur Project. Палеонтологи обнаружили 22 фрагмента останков хищного динозавра. Они принадлежали как минимум четырем разным особям и включали в себя фрагменты конечностей, бедер и черепа, а также хорошо сохранившуюся правую стороную нижней челюсти. Ученые пришли к выводу, что это новый вид динозавра, принадлежащий к кархародонтозаврам, впоследствие названный Siamraptor suwati.

Длина тела обнаруженного динозавра достигала восьми метров. «Акульи зубы» позволяли эффективно разрывать плоть жертв. Открытие показывает, что к началу мелового периода кархародонтозавры были широко распространены по всей Земле. Множество ареалов обитания других динозавров также расширились благодаря изученным материалам. В те времена Северная Америка, Европа и Азия были связаны, что и позволяло динозаврам мигрировать.